Материалы » Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Страница 1

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, и т. п., что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения - отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван персептивной стороной общения.

Термин «социальная перцепция» был введен Дж Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация персептивных процессов, позже – процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Варианты социально-персептивных процессов, включают в себя варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать другого индивида как принадлежащего к своей или чужой группе, а группу - как свою или чужую группу. Если субъект восприятия – группа, она оценивает индивида или другую группу также в терминах «свой – чужой», поэтому говорят о 8 типах восприятия (в 4 субъектом выступает человек, в 4-х — группа). Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или межличностном восприятии. Именно эти процессы включены в общение.

Понятие «социальная перцепция» несколько отличается от понятия «перцепция», принятого в общей психологии. Поскольку это процесс социальный, то есть протекающий в обществе, постольку его окрашивают и направляют наши эмоции, мнения, отношения, установки. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание.

Для того чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие когнитивные процессы, например процесс осознания другого человека и т. д., в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (например, в исследованиях А. А. Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих его характеристик», т. е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д., а также в это понятие включается и формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие «имидж», его виды. Понятие «имидж», его содержание
Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-предст ...

Развитие основных свойств восприятия
В развитии основных форм восприятия наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа. Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучении рисованию, в ...

Результаты исследования, их количественный и качественный анализ
Результаты тестирования приведены в таблицах. Результаты теста на самоотношения ( для испытуемой группы ) № Шк 1 Шк 2 Шк 3 Шк 4 Шк 5 Шк 6 Шк 7 Шк 8 Шк 9 Н.ф. Ι Н.ф. ΙΙ Н.ф. ΙΙΙ 1 3 2 4 3 7 3 2 7 9 12 12 16 2 3 ...