Материалы » Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Страница 3

Взаимодействие зависит от того, как партнеры по общению будут понимать друг друга, т. е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

В социальной психологии имеется большое количество экспериментальных исследований в области межличностной перцепции. Все их можно разделить на два больших класса:

· изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

· изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Всякое восприятие есть определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны:

1. оценивание друг друга;

2. изменение каких-либо характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, в условиях дефицита информации, начинается процесс приписывания друг другу, как причин поведения, так и самих образцов поведения или какие-либо другие более общие характеристики.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Возникает целая система способов такого приписывания каузальная атрибуция.

Область приписываемых характеристик определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается, другие – воспринимают преимущественно психологические характеристики других людей, и в этом случае открывается особый простор для приписывания.

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим – хорошие. В теориях каузальной атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

В ситуации познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Определенную помощь в данном случае могут оказать различные личностные тесты, которым присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не сама реальность.

Проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок, так как и в данном случае, мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Одно из решений данной проблемы – осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К помехам могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты. Однако знание этих помех может указать на факт такой неточности, но не помогает в определении ее меры.

Страницы: 1 2 3 4


Теории изучения феномена идентификации и идентичности
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичнос ...

Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с данными исследования А.Н. Леонтьева
В таблицах 12 и 13 приводятся показатели воспроизведения – средние значения – в наших экспериментах разных годов и эксперименте А.Н. Леонтьева 1920-х гг. Таблица 12 Средние значения по показателю объема воспроизведения (ОВ) в группах испытуемых подросткового возраста в исследованиях 2006-2007 учебного года (пилотажном; N=10), 2008-2009 ...

Культура делового общения
Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. Зд ...