Материалы » Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Страница 2

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

- возрастные, половые и профессиональные особенности социальной перцепции;

- условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;

- закономерности формирования первого впечатления (эффект ореола – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие, проекция – приписывание другим людям вытесненных собственных качеств, эффект снисходительности – все люди оцениваются положительно);

- влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей (влияние стереотипов и установок).

Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление, о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Основные механизмы осознания себя через другого - идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Процесс идентификации в межличностном общении изучали Р. Л. Кричевский и Е. М Дубовская, которые определяют идентификацию как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Они выделили 3 группы идентификации:

1. желание следовать другому в чем-то, стремление обладать отдельными его свойствами, но конкретные факты идентификации отсутствуют (то есть это низкий уровень идентификации (здесь могут находиться до 57% членов группы)

2. идентификация актуализируется в реальных поведенческих проявлениях (частичная идентификация, до 33%)

3. характеристики другого значимого человека становятся эталоном и регулятором поведения (до 10%).

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т. е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, индивид принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить по-иному.

Страницы: 1 2 3 4


Специфика агрессии в подростковом возрасте
Феномен "трудного подростка" с присущими этому возрасту агрессивностью и жестокостью хорошо известен и подробно проанализирован специалистами. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность. Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое пов ...

Волевые усилия и готовность спортсменов к их проявлению
Само представление о силе, по мнению Ф.Энгельса, возникает у человека потому, что он обладает средствами, необходимыми для выполнения движения. “Средства эти могут, в известных пределах, быть приведены в действие нашей волей…”. [13]. Представление волевых усилий как признак любого волевого действия, считая, что "следует резко отли ...

Что это такое?
Время проведения: 10 мин Проявите свои креативные способности. Придумайте 3-5 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. ...