Материалы » Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Страница 4

В социальной психологии разрабатываются специальные приемы, ориентированные на повышение персептивной «сензитивности», т. е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет даже набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.

Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми.

Так, термин аттракция Л. Я. Гозман использует как для обозначения положительных, так и для обозначения отрицательных чувств к партнеру. В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет некоторые факторы, влияющие на возникновение аттракции.

· Физические данные, красота. По мнению автора исследования, это объясняется тем, что, во-первых, существует биологическая потребность выбирать «красивого» партнера; во-вторых, «красивые» люди более коммуникабельны. Полученные результаты показали, что существует взаимосвязь между отношением к себе и выбором партнера: так, испытуемые юноши с завышенной самооценкой проявляли большую аттракцию к красивой девушке, а испытуемые с заниженной самооценкой - к некрасивой.

· Социальное положение. Люди с высоким статусом привлекают к себе внимание, так как считаются успешными. С другой стороны, исследования доказывают, что «слишком» высокий статус или большая выраженность у человека положительных характеристик снижает аттракцию к нему. Это, по мнению Л. Я. Гозмана, объясняется тем, что слишком высокая компетентность человека может способствовать снижению самооценки партнера, что приводит к избеганию общения с высокостатусной «звездой».

· Степень сходства установок. Сходство установок способствует возникновению аттракции, а вот продолжению отношений - различие во взглядах. Сходство установок помогает сблизиться, так как один человек считает, что другой человек в чем-то похож на него самого, а различие установок помогает в дальнейшем поддерживать интерес к партнеру.

Интерпретации исследований, направленных на анализ аттракции, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область, которая наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, этических затруднений.

Страницы: 1 2 3 4 


Стадии формирования стрессовой реакции
Как отмечал Селье, в своем развитии стресс проходит три стадии. Он сравнивал их с периодами человеческой жизни: · стадия тревоги – детство, характеризующееся низкой сопротивляемостью и резкими реакциями на любые раздражители; · стадия сопротивления – зрелость, во время которой человек наиболее адаптирован и приспособлен к условиям сущ ...

Активное слушание
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию. Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов. Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрен ...

Прием терпеливого слушания.
Иногда для расположения партнера по общению достаточно просто молча выслушать то, что он говорит, иногда, высказывая одобрение по тому или иному разделу его информации. ...