Материалы » Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Страница 4

В социальной психологии разрабатываются специальные приемы, ориентированные на повышение персептивной «сензитивности», т. е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет даже набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.

Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми.

Так, термин аттракция Л. Я. Гозман использует как для обозначения положительных, так и для обозначения отрицательных чувств к партнеру. В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет некоторые факторы, влияющие на возникновение аттракции.

· Физические данные, красота. По мнению автора исследования, это объясняется тем, что, во-первых, существует биологическая потребность выбирать «красивого» партнера; во-вторых, «красивые» люди более коммуникабельны. Полученные результаты показали, что существует взаимосвязь между отношением к себе и выбором партнера: так, испытуемые юноши с завышенной самооценкой проявляли большую аттракцию к красивой девушке, а испытуемые с заниженной самооценкой - к некрасивой.

· Социальное положение. Люди с высоким статусом привлекают к себе внимание, так как считаются успешными. С другой стороны, исследования доказывают, что «слишком» высокий статус или большая выраженность у человека положительных характеристик снижает аттракцию к нему. Это, по мнению Л. Я. Гозмана, объясняется тем, что слишком высокая компетентность человека может способствовать снижению самооценки партнера, что приводит к избеганию общения с высокостатусной «звездой».

· Степень сходства установок. Сходство установок способствует возникновению аттракции, а вот продолжению отношений - различие во взглядах. Сходство установок помогает сблизиться, так как один человек считает, что другой человек в чем-то похож на него самого, а различие установок помогает в дальнейшем поддерживать интерес к партнеру.

Интерпретации исследований, направленных на анализ аттракции, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область, которая наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, этических затруднений.

Страницы: 1 2 3 4 


Понятие «имидж», его виды. Понятие «имидж», его содержание
Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-предст ...

Прием использования сильных и слабых сторон личности партнера.
Иногда человека можно похвалить авансом, даже если он похвалы еще и не заслужил. Но при этом человек обычно старается своими поступками поддержать высокое мнение о себе в глазах другого. Здесь можно вспомнить высказывание начальника Нью-Йоркской тюрьмы, человека по фамилии Лос, который более 10 лет успешно справлялся со своей должностью ...

Теоретический анализ психологических особенностей мотивации власти. Место мотивации власти в мотивационной системе личности
Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее укрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следует преувеличивать значение власти к ...