Основные характеристики конфликтов.
Страница 1

Участники конфликта.

Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).

Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта – это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта.

В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.

Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший – низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны.

Способ определения рангов оппонентов ( субъектов конфликта):

1. оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы;

2. оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие игровые интересы;

3. оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

4. высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.

Функции конфликта.

Позитивные функции конфликта:

1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;

3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;

5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;

6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;

7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;

8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.

Негативные функции межличностных конфликтов:

1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;

3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;

4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;

5) формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;

Страницы: 1 2


Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы: – принцип повторения; – прин ...

Взаимодействие в процессе общения
Основные стороны процесса общения и их характеристика. Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает ...

Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...