Основные характеристики конфликтов.Страница 1
Участники конфликта.
Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).
Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта – это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта.
В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.
Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший – низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны.
Способ определения рангов оппонентов ( субъектов конфликта):
1. оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы;
2. оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие игровые интересы;
3. оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
4. высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.
Функции конфликта.
Позитивные функции конфликта:
1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;
2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;
3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;
5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;
6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;
7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;
8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.
Негативные функции межличностных конфликтов:
1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;
3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;
4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;
5) формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;
Снятие мышечного
напряжения. Обучение различным методам мышечной релаксации
основных групп мышц.
Подготовка
Устройтесь поудобнее, ослабьте стесняющую Вас одежду. Напрягайте каждую группу мышц 2 раза примерно по 5 секунд, причем, напряжение должно быть максимальным, насколько это возможно. Руки
Сожмите обе руки на вдохе в кулаки как можно крепче. Медленный вдох. Максимальное напряжение на высоте вдоха и расслабление. Полное рассла ...
Возрастные и психологические особенности агрессии детей
Понимание агрессии ребенка по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности
по поводу невозможности реализации элементарных потребностей (в пище, свободе движений и т. д.).
С возрастом агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия, основанием которого служит личностный (коммуникативный) компонент, слагающи ...
Исследование межличностных отношений
Для более глубокого изучения межличностных отношений в коллективе, мы провели эксперимент в 11-х классах шк.№1 и шк.№14 города Бугульма. Мы решили исследовать межличностные отношения в группе методом социометрии[1]. В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел (работать, учиться, проводить время)?». По числу полу ...

