Основные характеристики конфликтов.
Страница 1

Участники конфликта.

Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).

Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта – это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта.

В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.

Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший – низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны.

Способ определения рангов оппонентов ( субъектов конфликта):

1. оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы;

2. оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие игровые интересы;

3. оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

4. высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.

Функции конфликта.

Позитивные функции конфликта:

1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;

3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;

5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;

6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;

7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;

8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.

Негативные функции межличностных конфликтов:

1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;

3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;

4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;

5) формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;

Страницы: 1 2


Проявление агрессии у учителей, как следствие депрессивного состояния. Понятие агрессии
Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Но когда с помощью термина «агрессивный» описывается чрезвычайно напористый продавец, подразумевается яв ...

Выводы
Можно сделать такие выводы: · Основные различия между эмоционально положительными и отрицательными реакциями ребёнка на стресс могут быть сформулированы следующим образом: 1. Возможность выбора. Если ситуация выбрана самим ребёнком, то его чувства можно назвать скорее "стимуляцией", нежели стрессом. Стресс возникает в том сл ...

Лимерик
Время проведения: 5 мин - Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы. Знамениты лимерики Э.Лира. Вот один из них: Жил да был старик болотный, Вздорный дед и тягомотный, На колоде он сидел, Лягушонку песни пел Въедливый старик болотный. По данной схеме (первая строчка - выбор героя, вторая - указание на ...