Основные характеристики конфликтов.
Страница 1

Участники конфликта.

Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).

Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта – это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта.

В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.

Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший – низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны.

Способ определения рангов оппонентов ( субъектов конфликта):

1. оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы;

2. оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие игровые интересы;

3. оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

4. высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.

Функции конфликта.

Позитивные функции конфликта:

1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;

3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;

5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;

6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;

7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;

8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.

Негативные функции межличностных конфликтов:

1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;

3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;

4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;

5) формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;

Страницы: 1 2


Роль установки при восприятии человека человеком.
О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных качеств в большей или меньшей мере определяющих межличностное притяжение. Используя процедуру “подставного” влияния личностных хара ...

Физиологические половые различия
Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям, примером чего является их более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологических функций и другая закономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия между маль ...

Социальные аспекты адаптации
В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов , отражающих основные направления деятельности студентов: – адаптация к условиям учебной деятельности(приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни ...