Материалы » Индивидуальные особенности качества мышления » Операции мыслительной деятельности

Операции мыслительной деятельности
Страница 1

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

СРАВНЕНИЕ - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

АНАЛИЗ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

СИНТЕЗ - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механистическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых в точности и четкости - в анализе, и другие, синтетические, главная сила которых - в широте синтеза.

АБСТРАКЦИЯ - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЯХ.

ОБОБЩЕНИЕ (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершаться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

ПОНЯТИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Первая точка зрения о взаимосвязи понятия и представления принадлежит еще Дж. Локку. Она очень хорошо иллюстрируется с помощью коллективных фотографий

Ф. Гамильтона: накладывая множество снимков друг на друга он получал общий портрет, в котором единичные черты стирались, а общие подчеркивались. Таким же образом поначалу представлялся и процесс образования понятий как суммы представлений, однако это неверно. Во-первых, понятие не наглядно, в то время как представление наглядно т.к. связано с восприятием. Кроме того, в понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь.

С другой стороны, реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто сосуществуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

СУЖДЕНИЕ - является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Также суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ - это работа мысли над суждением.

Страницы: 1 2


Возрастные и психологические особенности агрессии детей
Понимание агрессии ребенка по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности по поводу невозможности реализации элементарных потребностей (в пище, свободе движений и т. д.). С возрастом агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия, основанием которого служит личностный (коммуникативный) компонент, слагающи ...

Истоки возникновения
Депрессивное состояние может возникнуть вследствие следующих причин: ü низкая заработная плата; ü неблагоприятные факторы окружающей среды; ü плохая обстановка в семье; ü раздражающие факторы. Все эти факторы могут влиять на поведение учителя. ...

Приложения
Приложение 1. Психокоррекционная программа Цель: Коррекция девиантного агрессивного поведения подростков. Программа рассчитана в среднем на 6 занятий, продолжительность занятий от 1 часа, в зависимости от темпа работы группы. Размер группы - от 5 до 15 человек. Занятия формируются из подобранных упражнений с учетом рекомендаций к ним ...