Основные характеристики конфликтов.
Страница 2

6) могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов;

7) закрепляют в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем;

8) зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т. д.

Объект и границы конфликта.

Объект конфликта – это обязательный элемент конфликта, конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:

1)объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно;

2)объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;

3)объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть. Это ситуация «мнимого конфликта».

Непременное условие успешного решения конфликта – выявление основного объекта, в противном случае конфликт или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.

Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности, окончание конфликта – прекращение враждебных действий независимо от результата. Пространственные границы конфликта – территория, на которой он происходит.

Система конфликта – совокупность его участников. Наличие в конфликте множества элементов приводит к выводу, что конфликт – не единовременный, а длинный процесс.

Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающих его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющиеся элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.

Анализ конфликта предполагает рассмотрение тактики и динамики стадий конфликта. Существует три стадии развития конфликта: 1) латентная (скрытая); 2) стадия открытого конфликта; 3)стадия разрешения.

На латентной стадии возникают все основные элементы конфликта (причины, участники, объекты), предпринимаются попытки решить вопрос бесконфликтно, но при отсутствии положительной реакции конфликт может перейти в открытую стадию.

Признак перехода в открытую стадию – начало конфликтного поведения, выраженных внешне действий, включение в эти действия все большего числа участников, увеличение числа причин, изменение эмоциональной окраски конфликта (неприязнь, ненависть, преобладание негативных эмоций). Для характеристики открытой стадии конфликта используется понятие «эскалация конфликта», т. е. объем, развитие по нарастающей, генерализация. Последствия эскалации зависят от позиции сторон, особенно той, которая имеет наибольший статус, наибольшие ресурсы. Последствия конфликтов могут быть катастрофичны, могут привести даже к уничтожению одной из сторон.

При обоюдном стремлении к взаимным уступкам, компромиссам наступает стадия разрешения конфликта.

Страницы: 1 2 


Итоги
На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги. Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии - У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение». Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубе ...

Деятельность и психические процессы.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности ...

Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника
Существуют разные виды игр; подвижные (с правилами), дидактические, игры-драматизации, конструктивные. Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие, или ролевые, игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и сущ ...