Заключение.
Страница 1

Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по теме самоутверждения, а так же изучение социально-психологического портрета личности, совершившей противоправное деяние.

По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937), но предпосылки к изучению данной проблемы можно найти у И. Канта, А. Шопенгауэра, Д. Ницше и других философов.

Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.

Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим об­разом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности (субъективно-личностного).

По вопросу самоутверждения как специфический вид деятельности мы проанализировали психологическую и философскую литературу и обозначили три подхода к определению потребности в самоутверждении, и места этой потребности других:

· потребность, отражающая состояние дискомфорта;

· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;

· самостоятельная потребность.

Самоутверждение – это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности.

Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия.

Отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).

Многочисленные криминологические исследования и статистические данные показывают, что подавляющее большинство преступников мужчины. Уровень образования преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Специальные психологические исследования выяв­ляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.

Экспериментальное исследование показало следующие данные:

· Основная стратегия самоутверждения, которую используют условно - осужденные – это стратегия самоподавления;

· Изучение личностных особенностей показало:

По шкале контроля случайных ответов у большинства испытуемых на высоком уровне (52%) Это значит, что результаты тестирования надежны, испытуемые читали вопросы, были внимательны, ответственно относятся к тестированию, заинтересованы в результатах.

По шкале тревожности у 40% испытуемых высокий уровень. Эти испытуемые склонны к сильному беспокойству, иногда без особой внешней причины (чувствительны к возможным неприятностям).

По шкале импульсивность преобладает высокий уровень (40%). Это значит, что у большинства испытуемых деятельность недостаточно упорядочена.

По шкале аутоагрессии показатели разделились, и находятся на высоком и на низком уровне (по 34%).

Страницы: 1 2


Упражнения на развитие памяти. Упражнение «Самый внимательный»
Время проведения: 10 мин Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать ...

Психические расстройства органического генеза
При заболеваниях головного мозга разного генеза отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования органических заболеваний (болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга ...

Упражнения на развитие воображения. Маяковский
Время проведения: 5 мин Поэт В. Маяковский, как никто другой, любил неологизмы, которые он сам обожал создавать: "Я планов наших люблю громадье. Пойдем, поэт, взорим, вспоем. Партия - рука миллионопалая. Но странная из солнца ясь струилась. Темно свинцовоночие. Стоугольный "гигант". Нетрудно видеть, что выделенные слов ...