Материалы » Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Страница 1

Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и через нее информацию о внешнем мире и в дальнейшем, преобразуя данную информацию, организует свою деятельность.

В самых ранних исследованиях, проведенных в США в 20-е годы XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других или наоборот. Причем в самой группе изучалось не взаимодействие ее членов (интеграция), а факт их одновременного действия рядом. В результате было обнаружено явление социальной фасилитации: тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. Р. Зайенсом было установлено, что присутствие содеятелей положительно влияет на решение простых задач и отрицательно на решение сложных задач. Эффект сдерживания, торможения действий индивида был назван эффектом социальной ингибиции.

Второй этап развития исследований - переход к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. В ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении.

На третьем этапе исследования, посвященные изучению малых групп, стали более структурированы и детализированы: выявили не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы, ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе. Сложились подходы к описанию общей деятельности группы.

Таким образом, в зарубежной социальной психологии сложились 3 основных направления в исследовании малых групп.

Социометрическое (Дж. Морено). Фокус исследования: межличностные отношения, непосредственные эмоциональные контакты между людьми. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача предотвращения конфликтов и напряжений состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. В качестве критики социометрического подхода, как правило, выдвигают тезис о том, что процесс исследования малых групп сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.

Социологическое (Э. Мэйо). В данном направлении были выделены 2 структуры группы - формальная и неформальная и изучались проявления чувства социабельности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Исследования Э. Мэйо носили строго прикладной характер. Цель исследований - выявить, как влияет на производительный труда различные условия труда. При введении новшеств, улучшающих условия труда, производительность труда повышалась. Когда все нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Мэйо истолковал это 1) как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе и 2) как результат существования внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, ставшие видимыми исследователю, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Теоретическое значение работ Мэйо для социальной психологии состоит в открытии в малой группе двух типов структур формальной и неформальной структуры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Современное общество и проблема консюмеризма
Должен ли человек потреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнению З.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8]. Жизнь и потреблени ...

Общение со сверстниками
Для подростков первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь со сверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение. Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой - желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстное желание иметь верного близког ...

Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции). Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две г ...