Материалы » Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Страница 3

В первые годы XX века в России в направлении изучения малых групп работали К. Н. Корнилов, В. В. Беляев, В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Е. А. Аркин и др. Для 60-х годов характерна эмпирическая направленность исследовательских работ. Отечественные психологи активно знакомились с зарубежным опытом.

В 70-е годы расширилась проблематика исследований - появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, групповой сплоченностью (Н. Н. Обозов, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский, Р. С. Немов, А. Г. Шестаков, А. В Петровский). В 80-е на первый план вышли проблемы изучения лидерства, групповой интеграции, поведения личности в группе, психологического климата (Н. П. Аникеева, С. А. Алифанов, Р. Л. Кричевский, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов и др.).

Наиболее «синтетическое» определение малой группы следующее: под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия»', фокус в этом определении усматривается в том, что малая группа – это определенная система взаимодействия. Для когнитивной ориентации не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры – нормы и ценности, а это и есть самое существенное для группы. В советской психологии – установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задаёт группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда (наличие общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего последующего исследования).

Для марксистского анализа – малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Признак малой группы, отличающий её от больших групп – общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. «Контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь «контакты» есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи, опосредованные совместной деятельностью.

Существуют две точки зрения о «нижнем» пределе – 2 или 3 человека (диада и триада). С точки зрения тех, кто настаивает на необходимости включения трех человек в малую группу, в диаде фиксируется самая простейшая, генетически первичная форма общения – эмоциональный контакт, диаду трудно рассматривать как подлинный субъект деятельности, т.к. в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, т.к. он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию – наблюдателя, и это добавляет новый момент к возникшей системе взаимодействий. «Третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам, будучи не включён в конфликт и потому представляя именно не межличностное, а «деятельностное» начало. «Верхний» предел 7+2 – объём оперативной памяти, индивид может удерживать в поле своих контактов всех членов группы (экспериментально это не подтверждено). В реальной практике объем малой группы составляет 10, 15, 20 человек. В отечественной социальной психологии за «верхний» предел принимают реально существующий, данный размер исследуемой группы. Малая группа представляет некую единицу совместной деятельности – семья, бригада рабочих.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подбор методов и методик исследования
Обратимся к множеству психологических эмпирических методов и рассмотрим их с позиций общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования. Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, кв ...

Виды слушания
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно. В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих перегов ...

Игрушки
Игрушки нужны детям, и, если их им не хватает, они способны находить и делать их сами. Современного ребенка окружает огромный мир игрушек. Большое количество специалистов создают все новые и новые игрушки. Чем точнее игрушки воспроизводят настоящую вещь, тем больше они нравятся детям. Но с игрушками, изображающих животных, это не так. Т ...