Общие проблемы малой группы в социальной психологииСтраница 3
В первые годы XX века в России в направлении изучения малых групп работали К. Н. Корнилов, В. В. Беляев, В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Е. А. Аркин и др. Для 60-х годов характерна эмпирическая направленность исследовательских работ. Отечественные психологи активно знакомились с зарубежным опытом.
В 70-е годы расширилась проблематика исследований - появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, групповой сплоченностью (Н. Н. Обозов, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский, Р. С. Немов, А. Г. Шестаков, А. В Петровский). В 80-е на первый план вышли проблемы изучения лидерства, групповой интеграции, поведения личности в группе, психологического климата (Н. П. Аникеева, С. А. Алифанов, Р. Л. Кричевский, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов и др.).
Наиболее «синтетическое» определение малой группы следующее: под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия»', фокус в этом определении усматривается в том, что малая группа – это определенная система взаимодействия. Для когнитивной ориентации не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры – нормы и ценности, а это и есть самое существенное для группы. В советской психологии – установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задаёт группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда (наличие общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего последующего исследования).
Для марксистского анализа – малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Признак малой группы, отличающий её от больших групп – общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. «Контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь «контакты» есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи, опосредованные совместной деятельностью.
Существуют две точки зрения о «нижнем» пределе – 2 или 3 человека (диада и триада). С точки зрения тех, кто настаивает на необходимости включения трех человек в малую группу, в диаде фиксируется самая простейшая, генетически первичная форма общения – эмоциональный контакт, диаду трудно рассматривать как подлинный субъект деятельности, т.к. в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, т.к. он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию – наблюдателя, и это добавляет новый момент к возникшей системе взаимодействий. «Третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам, будучи не включён в конфликт и потому представляя именно не межличностное, а «деятельностное» начало. «Верхний» предел 7+2 – объём оперативной памяти, индивид может удерживать в поле своих контактов всех членов группы (экспериментально это не подтверждено). В реальной практике объем малой группы составляет 10, 15, 20 человек. В отечественной социальной психологии за «верхний» предел принимают реально существующий, данный размер исследуемой группы. Малая группа представляет некую единицу совместной деятельности – семья, бригада рабочих.
Исторический анализ
понятия "детство"
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ...
Концептуальная модель Семёнова И.Н. Теоретическая концепция
Рассмотрев предмет и методологию рефлексивного подхода в целом, необходимо перейти к более конкретному рассмотрению рефлексивного компонента в школе Семёнова И.Н.
В результате теоретико-экспериментальных исследований в 1971-1991 гг. открыт факт неоднородности рефлексии, установлена ее ведущая, системообразующая роль в организации мышле ...
Современное общество и проблема консюмеризма
Должен ли человек потреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнению З.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8].
Жизнь и потреблени ...

