Материалы » Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Страница 2

Школа «групповой динамики» (К. Левин) представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп. В этом русле изучалась природа групп, условия их формирования, взаимосвязи, сплоченность, лидерство в группах в рамках «теории поля». Идя «теория поля» идет от ортодоксальной гештальтпсихологии и заключается в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

Групповая динамика - процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидуумами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению. Основная проблематика исследований представителей данного направления заключается в анализе, какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Отвечая на главный вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей – «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Согласно мнению представителей «групповой динамики» (М. Аргайл, Р. Бейлс, А. Зандер, А. Харе), характер и особенности межличностного общения индивидов в малых группах определяют все важнейшие групповые характеристики (сплоченность, конформность, тип лидерства и т.д.). Такой взгляд на основные характеристики малых групп восходит к работам Г. Зиммеля, и Ч. Кули, которые считали количество, частоту и глубину взаимодействий главными критериями малых групп.

В качестве положительных сторон данного направления были оценены идеи относительно групповых процессов, оригинальные методики, которые работают и в новых теоретических рамках. С другой стороны, весь теоретический контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым.

Но все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп.

На современном этапе изучением малых групп занимаются в рамках следующих концепций:

1. Необихевиоризм: теория взаимозависимости Г. Келли, Дж. Тибо описывает способ, каким два человека регулируют влияние на каждого из них поведения партнера в процессе их взаимодействия. Он определяется путем установления важных для взаимоотношений образцов поведения, которых каждый из партнеров может придерживаться. В рамках данной концепции разрабатывалась и теория «социального поведения как обмена ценностями» социолога Дж. Хоманса, суть, которой заключается в том, что люди, которые много дают другим, стараются также много получить и от них.

2. Когнитивизм (в традициях К. Левина): теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория коммуникативных актов Г. Ньюкома и др.

3. Психоанализ: теория группового развития В. Бенниса, Г. Шепарда (главная идея заключается в том, что в процессе группового развития, прежде всего, решается вопрос о власти, на основе которого уже решается вопрос о взаимоотношениях между членами группы).

4. Интеракционизм: представители данной концепции Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Э. Гоффман (ролевая теория) считают, что социологическая «интеракция» или «социальное взаимодействие» - средство осуществления и регуляции всех процессов.

Последним попытался сделать хроникальный обзор подходов к исследованию малых групп американский психолог Д. Макграв (Joseph McGrath). Автор считает, что раньше исследователи малых групп работали в изолированных школах, эти подходы были ограничены своим аналитическим фокусом. Сейчас идет тенденция к объединению психологических школ для разработки вопросов по разрешению конфликтов в группе, по созданию эффективных приемов регуляции и координации поведения членов группы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей. Нравственные качества проявляются на этапах решения учебной задачи. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность раб ...

Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы: – принцип повторения; – прин ...

Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения. Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистск ...