Общие проблемы малой группы в социальной психологииСтраница 4
В западной традиции получили распространение три классификации малых групп.
Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено американским исследователем Ч. Кули. Первичные группы определяются на основе непосредственности контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей). Таким образом, во вторичных непосредственных контактов нет, а для общения между членами используется различные «посредники», в виде средств связи, например.
Деление малых групп наормальные и неформальные было предложено американским исследователем Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов, группы, есть система подчинения, так называемая «структура власти» (представление об отношениях в группе «по вертикали» как отношениях, определенных системой ролей и статусов). Пример: любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности, рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует строгая структура власти. Неформальные группы могут создаваться внутри формальных.
Неформальные группы могут зарождаться внутри формальных и наоборот, в неформальных группах могут появляться признаки формальной группы.
Пример 1: в школьном классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. Пример 2: в группе туристов, несмотря на её неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные позиции и роли.
1) Деление малых групп на группы членства и референтные группы была введена в 1942 г. американским исследователем Г. Хайменом. Референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которой они принимают.
Группы членства – школьный класс, пионерский отряд, то есть любая группа, членом которой индивид является в реальности. Референтные группы преимущественно образуются внутри групп членства.
Изучение так называемых референтных групп началось в американской социальной психологии в начале 40-х годов. Г. Хаймен был первым из социальных психологов, который стал использовать термин «референтная группа» (группа, в которую индивид не включен реально, но нормы, которой принимает). Он обнаружил, что установки индивида по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками группы, членом которой он является, так и от внешних по отношению к данному индивиду групп.
Т. Ньюком, выяснил, что существуют не только позитивные, но и негативные референтные группы. М. Шериф, с именем которого связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социальной психологии, отмечал, что данное понятие - психологическое, так как для него самым характерным является «личностная отнесенность» индивида к группе, идентификация индивида с этой группой.
Г. Келли на основе исследований выделил две функции референтных групп:
· сравнительная (группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней);
· нормативная (группа нужна индивиду для нормативной оценки его).
В отечественной психологии, по мнению А. В. Петровского, самым известным исследователем проблемы референтности является Е. В. Щедрина. Она предлагает рассматривать группу лиц, обретающих статус особой предпочтительности для субъекта в качестве референтного круга общения индивида.
Е. В. Щедриной была разработана специальная диагностическая процедура - референтометрия. С помощью этого метода автор в результате экспериментального исследования обнаруживает, что существуют значительные расхождения между социометрическими и референтометрическими выборами. Например, отвергаемые в социометрической серии иногда оказываются избранными одним и тем же лицом в референтометрической серии, или лица, получившие отрицательные социометрические выборы, становились «звездами» референтометрического выбора. Кроме того, исследовательница пришла к выводу, что референтометрический выбор относительно независим от уровня уверенности во мнении другого лица, от степени субъективной информированности об оценках и предпочтениях членов группы. Также Е. В. Щедрина отмечает, что референтный выбор больше связан с нормативно-ценностными основаниями, а социометрический - с эмоциональными факторами.
Виды имиджа
В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:
– функциональный;
– контекстный;
– сопоставительный.
При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:
– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж дово ...
Учебная деятельность
Учение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы избирательно при повышенной чувствительности к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает их взрослыми в собственных глазах.
Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и д ...
Общение. Общественные отношения и межличностные отношения
Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот р ...