Материалы » Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Страница 4

В западной традиции получили распространение три классификации малых групп.

Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено американским исследователем Ч. Кули. Первичные группы определяются на основе непосредственности контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей). Таким образом, во вторичных непосредственных контактов нет, а для общения между членами используется различные «посредники», в виде средств связи, например.

Деление малых групп наормальные и неформальные было предложено американским исследователем Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов, группы, есть система подчинения, так называемая «структура власти» (представление об отношениях в группе «по вертикали» как отношениях, определенных системой ролей и статусов). Пример: любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности, рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует строгая структура власти. Неформальные группы могут создаваться внутри формальных.

Неформальные группы могут зарождаться внутри формальных и наоборот, в неформальных группах могут появляться признаки формальной группы.

Пример 1: в школьном классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. Пример 2: в группе туристов, несмотря на её неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные позиции и роли.

1) Деление малых групп на группы членства и референтные группы была введена в 1942 г. американским исследователем Г. Хайменом. Референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которой они принимают.

Группы членства – школьный класс, пионерский отряд, то есть любая группа, членом которой индивид является в реальности. Референтные группы преимущественно образуются внутри групп членства.

Изучение так называемых референтных групп началось в американской социальной психологии в начале 40-х годов. Г. Хаймен был первым из социальных психологов, который стал использовать термин «референтная группа» (группа, в которую индивид не включен реально, но нормы, которой принимает). Он обнаружил, что установки индивида по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками группы, членом которой он является, так и от внешних по отношению к данному индивиду групп.

Т. Ньюком, выяснил, что существуют не только позитивные, но и негативные референтные группы. М. Шериф, с именем которого связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социальной психологии, отмечал, что данное понятие - психологическое, так как для него самым характерным является «личностная отнесенность» индивида к группе, идентификация индивида с этой группой.

Г. Келли на основе исследований выделил две функции референтных групп:

· сравнительная (группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней);

· нормативная (группа нужна индивиду для нормативной оценки его).

В отечественной психологии, по мнению А. В. Петровского, самым известным исследователем проблемы референтности является Е. В. Щедрина. Она предлагает рассматривать группу лиц, обретающих статус особой предпочтительности для субъекта в качестве референтного круга общения индивида.

Е. В. Щедриной была разработана специальная диагностическая процедура - референтометрия. С помощью этого метода автор в результате экспериментального исследования обнаруживает, что существуют значительные расхождения между социометрическими и референтометрическими выборами. Например, отвергаемые в социометрической серии иногда оказываются избранными одним и тем же лицом в референтометрической серии, или лица, получившие отрицательные социометрические выборы, становились «звездами» референтометрического выбора. Кроме того, исследовательница пришла к выводу, что референтометрический выбор относительно независим от уровня уверенности во мнении другого лица, от степени субъективной информированности об оценках и предпочтениях членов группы. Также Е. В. Щедрина отмечает, что референтный выбор больше связан с нормативно-ценностными основаниями, а социометрический - с эмоциональными факторами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Эмпирическое исследование эмоциональной сферы больных алкоголизмом. Программа и методы исследования
Эмоциональные нарушения у больных алкоголизмом занимают важное место в клинике заболевания. Во многих исследованиях отмечается, что эмоционально-волевые нарушения возникают гораздо раньше, чем интеллектуально-мнестические Аффективные расстройства у больных алкоголизмом достаточно выражены и часты. Спектр этих расстройств достаточно шир ...

Расстройства эмоций
Эмоции – это "интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека". В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций: эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие; эмоциональные состояния, ко ...

Общественные сдвиги и их отражение на профессии психолога
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества – миграция [4]. Миграции людей по планете, независимо от мотивации, ведёт к изменению восприятия мира – люди осознают его подвижность и изменчивость. С психологической точки зрения важно, что у людей меняется ощущение принадлежности к конкретному месту. Эти особенности должны учи ...