Материалы » Социальная психология » Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Страница 4

В западной традиции получили распространение три классификации малых групп.

Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено американским исследователем Ч. Кули. Первичные группы определяются на основе непосредственности контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей). Таким образом, во вторичных непосредственных контактов нет, а для общения между членами используется различные «посредники», в виде средств связи, например.

Деление малых групп наормальные и неформальные было предложено американским исследователем Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов, группы, есть система подчинения, так называемая «структура власти» (представление об отношениях в группе «по вертикали» как отношениях, определенных системой ролей и статусов). Пример: любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности, рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует строгая структура власти. Неформальные группы могут создаваться внутри формальных.

Неформальные группы могут зарождаться внутри формальных и наоборот, в неформальных группах могут появляться признаки формальной группы.

Пример 1: в школьном классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. Пример 2: в группе туристов, несмотря на её неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные позиции и роли.

1) Деление малых групп на группы членства и референтные группы была введена в 1942 г. американским исследователем Г. Хайменом. Референтные группы – это группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которой они принимают.

Группы членства – школьный класс, пионерский отряд, то есть любая группа, членом которой индивид является в реальности. Референтные группы преимущественно образуются внутри групп членства.

Изучение так называемых референтных групп началось в американской социальной психологии в начале 40-х годов. Г. Хаймен был первым из социальных психологов, который стал использовать термин «референтная группа» (группа, в которую индивид не включен реально, но нормы, которой принимает). Он обнаружил, что установки индивида по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками группы, членом которой он является, так и от внешних по отношению к данному индивиду групп.

Т. Ньюком, выяснил, что существуют не только позитивные, но и негативные референтные группы. М. Шериф, с именем которого связано окончательное утверждение понятия «референтная группа» в американской социальной психологии, отмечал, что данное понятие - психологическое, так как для него самым характерным является «личностная отнесенность» индивида к группе, идентификация индивида с этой группой.

Г. Келли на основе исследований выделил две функции референтных групп:

· сравнительная (группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней);

· нормативная (группа нужна индивиду для нормативной оценки его).

В отечественной психологии, по мнению А. В. Петровского, самым известным исследователем проблемы референтности является Е. В. Щедрина. Она предлагает рассматривать группу лиц, обретающих статус особой предпочтительности для субъекта в качестве референтного круга общения индивида.

Е. В. Щедриной была разработана специальная диагностическая процедура - референтометрия. С помощью этого метода автор в результате экспериментального исследования обнаруживает, что существуют значительные расхождения между социометрическими и референтометрическими выборами. Например, отвергаемые в социометрической серии иногда оказываются избранными одним и тем же лицом в референтометрической серии, или лица, получившие отрицательные социометрические выборы, становились «звездами» референтометрического выбора. Кроме того, исследовательница пришла к выводу, что референтометрический выбор относительно независим от уровня уверенности во мнении другого лица, от степени субъективной информированности об оценках и предпочтениях членов группы. Также Е. В. Щедрина отмечает, что референтный выбор больше связан с нормативно-ценностными основаниями, а социометрический - с эмоциональными факторами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Некоторые причины возникновения школьного стресса у детей. Исследование значения ожиданий учителя как возникновение стресса
Ожидания являются звеном, замыкающим цикл взаимодействий ученика и учителя. Если, например, школьник считает себя малоспособным, то все его действия будут отражением этой убежденности; тогда и учитель, и одноклассники будут вынуждены взаимодействовать с ним соответствующим образом: постепенно мнение о нем как о малоспособном станет не т ...

Выводы
1. Уровень родительского контроля оказывает влияние на развитие когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, но на развитие поведенческого компонента уровень родительского контроля не влияет. Детям свойственен более высокий уровень развития когнитивного компонента, воспитывающимся ...

Содержание межличностного восприятия.
Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очер ...