Современное общество и проблема консюмеризма

Должен ли человек потреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнению З.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8].

Жизнь и потребление становятся взаимозаменяемыми понятиями.

Консюмеризм охватывает все сферы общества. Производство становится не только массовым, но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью товаров. Шоппинг становится широко распространённой формой досуга, а шопоголизм приобретает масштабы эпидемии [1], [2].

Культура и образование превращаются в услуги, которую мы приобретаем с целью последующей выгодной продажи. Экономика общества опирается на новый тип личности, ключевая характеристика которого – склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности [1], [8]. Вокруг темы консюмеризма не утихают споры. Одни говорят о катастрофическом потреблении и пророчат обществу скорую деградацию; другие видят в глобализации естественный путь развития общества и свободу выбора [2], [8], [11]. Эта проблема даёт право утверждать, что профессия психолога в области психологии потребления окажется чрезвычайно востребованной.


История формирования социально-психологических идей
Рождение и развитие социальной психологии своими корнями уходит в античность, считается, что авторы первых работ в русле социально-психологической проблематики – философы Платон и Аристотель. Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель как философы Нового времени продолжили традиции предшественников в осмыслении общества и социальных феномено ...

История изучения памяти как психологического феномена
Проблема памяти интересовала психологов с ранних этапов развития науки, и длительное время оставалась предметом дискуссий в русле различных теоретических концепций и экспериментальных разработок. Одними из первых изучать память стали представители школы ассоцианизма. Ассоцианистическая теория трактовала память как цепь ассоциаций – копи ...

Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Цель, задачи, организация исследования
Целью эксперимента является изучение особенности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи: - отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ...