Особенности видов мышления
Страница 1

В психологии выделяют три вида мышления, которые в то же время являются уровнями его развития. Сначала возникает наглядно-действенное мышление - способность устанавливать свойства и связки предметов и явлений в практической деятельности с ними, дальше формируется наглядно-образное мышление - операция обидами предметов, и в конце - вербально-логическое - операция понятиями.

При умственной отсталости все виды мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое - оказываются недоразвитыми. Л. С. Выготский говорил об относительной сохранности у учеников вспомогательной школы практического интеллекта. Это значит, что они могут решать проблемные ситуации на уровне практического действия.

Однако, в отличие от детей с нормальным психофизическим развитием, они воспринимают ситуацию целостно, не выделяют из нее существенных признаков, не осознают полноценно результатов своей деятельности, не могут их вербализировать, не могут самостоятельно перенести усвоенный способ на аналогичную ситуацию. То есть, решая задачу практически, умственно отсталый ребенок не делает из этого самостоятельных выводов, не превращает полученный опыт в собственное приобретение, которым можно было бы воспользоваться в другой раз.

Связь практической и умственной деятельности детей-олигофренов изучала В.Г. Петрова. Она предлагала ученикам с нормальным и недоразвитым интеллектом осуществить анализ и сравнение бытовых предметов, таких как стакан, кружечка и солонка в виде грибка. В отличие от детей с нормальным психическим развитием, умственно отсталые дети по собственной инициативе не брали предметы к рукам, не исследовали их и выделили очень небольшое количество признаков.

Выполнение практических действий с предметами за требованием экспериментатора существенно не отразилось на результатах анализа и сравнения, из чего можно сделать вывод о том, что практические действия сами по себе не имеют для детей-олигофренов познавательного эффекта. В процессе выполнения действия их внимание привлекает ее исполнительный аспект, потому они не видят общего между поставленным перед ними мыслительным заданием и производимыми действиями.

Ситуация изменилась благодаря тому, что исследуемым предложили после выполнения каждого действия вербализировать полученный результат: дети-олигофрены смогли осуществить анализ и сравнение на основе собственного практического опыта. Следовательно, главным условием познания умственно отсталых детей является выполнение практических действий с предметами, которое обязательно сочетает с вербальным отчетом о выявленных таким образом свойствах.

Одной из причин низкой эффективности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей есть свойственная им неточность бедность и инертность представлений о предметах и явлениях окружающей среды. Ребенок с умственной отсталостью не может мысленно качественно оперировать образом предмета - переворачивать его, выделять отдельные части и существенные свойства, абстрагироваться от несущественных, объединять обиды, изменять их. Наблюдаются также трудности актуализации связи между словом и образом, который стоит за ним.

Особенно ярко это оказывается при необходимости сложить изображение предмета из отдельных частей, узнать предмет за словесным описанием, понять содержание сюжетной картинки, рассказа.

Анализ особенностей складывания почтового ящика, матрешки, разрезной картинки умственно отсталыми детьми дает возможность выделить такие способы действия : метод силы, метод попыток и ошибок, примерение, зрительное соотношение.

Методом силы действуют дети с выразительной степенью умственной отсталости, которые при выполнении задания не ориентируются на свойстве объектов, на образ конечного результата и потому это пытаются втиснуть большую матрешку в меньшую, фигуру почтового ящика вложить в отверстие другой формы, соединить несоотносительные части разрезной картинки.

Метод попыток и ошибок у учеников вспомогательной школы является самым распространенным способом выполнения действия. Он заключается в проверке всех возможных вариантов сочетания частей. Это значит, что ребенок уже ориентируется на недифференцированный образ конечного результата и сравнивает его с тем, что у нее выходит в результате случайного соединения частей. Ребенок может выявить свойства предмета лишь путем практического действия с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы коррекции психологических расстройств при межкультурном взаимодействии
Все новшества, которые этнос может почерпнуть в результате межкультурных контактов, проходят как бы через сито «цензуры». Это не означает, что они отвергаются, культурная традиция – вещь очень гибкая и подвижная. Но она задает определенную логику заимствования. Здесь должен быть поставлен вопрос соотношении заимствуемых инокультурных че ...

Поиск противоположных предметов
Время проведения: 5 мин Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. К примеру, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противо ...

Занятие 2-е. Тема: "Контролирующее поведение".
Цель занятия — показать неэффективность контролирующего поведения и мотивировать участников терапии на отказ от него. Можно обсудить следующий вопрос: как вы пытаетесь сдерживать пьянство (или употребление наркотиков) зависимого члена семьи? Отметьте те свои действия, которые приводили к желаемому результату, и те, которые оказались на ...