Особенности видов мышления
Страница 1

В психологии выделяют три вида мышления, которые в то же время являются уровнями его развития. Сначала возникает наглядно-действенное мышление - способность устанавливать свойства и связки предметов и явлений в практической деятельности с ними, дальше формируется наглядно-образное мышление - операция обидами предметов, и в конце - вербально-логическое - операция понятиями.

При умственной отсталости все виды мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое - оказываются недоразвитыми. Л. С. Выготский говорил об относительной сохранности у учеников вспомогательной школы практического интеллекта. Это значит, что они могут решать проблемные ситуации на уровне практического действия.

Однако, в отличие от детей с нормальным психофизическим развитием, они воспринимают ситуацию целостно, не выделяют из нее существенных признаков, не осознают полноценно результатов своей деятельности, не могут их вербализировать, не могут самостоятельно перенести усвоенный способ на аналогичную ситуацию. То есть, решая задачу практически, умственно отсталый ребенок не делает из этого самостоятельных выводов, не превращает полученный опыт в собственное приобретение, которым можно было бы воспользоваться в другой раз.

Связь практической и умственной деятельности детей-олигофренов изучала В.Г. Петрова. Она предлагала ученикам с нормальным и недоразвитым интеллектом осуществить анализ и сравнение бытовых предметов, таких как стакан, кружечка и солонка в виде грибка. В отличие от детей с нормальным психическим развитием, умственно отсталые дети по собственной инициативе не брали предметы к рукам, не исследовали их и выделили очень небольшое количество признаков.

Выполнение практических действий с предметами за требованием экспериментатора существенно не отразилось на результатах анализа и сравнения, из чего можно сделать вывод о том, что практические действия сами по себе не имеют для детей-олигофренов познавательного эффекта. В процессе выполнения действия их внимание привлекает ее исполнительный аспект, потому они не видят общего между поставленным перед ними мыслительным заданием и производимыми действиями.

Ситуация изменилась благодаря тому, что исследуемым предложили после выполнения каждого действия вербализировать полученный результат: дети-олигофрены смогли осуществить анализ и сравнение на основе собственного практического опыта. Следовательно, главным условием познания умственно отсталых детей является выполнение практических действий с предметами, которое обязательно сочетает с вербальным отчетом о выявленных таким образом свойствах.

Одной из причин низкой эффективности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей есть свойственная им неточность бедность и инертность представлений о предметах и явлениях окружающей среды. Ребенок с умственной отсталостью не может мысленно качественно оперировать образом предмета - переворачивать его, выделять отдельные части и существенные свойства, абстрагироваться от несущественных, объединять обиды, изменять их. Наблюдаются также трудности актуализации связи между словом и образом, который стоит за ним.

Особенно ярко это оказывается при необходимости сложить изображение предмета из отдельных частей, узнать предмет за словесным описанием, понять содержание сюжетной картинки, рассказа.

Анализ особенностей складывания почтового ящика, матрешки, разрезной картинки умственно отсталыми детьми дает возможность выделить такие способы действия : метод силы, метод попыток и ошибок, примерение, зрительное соотношение.

Методом силы действуют дети с выразительной степенью умственной отсталости, которые при выполнении задания не ориентируются на свойстве объектов, на образ конечного результата и потому это пытаются втиснуть большую матрешку в меньшую, фигуру почтового ящика вложить в отверстие другой формы, соединить несоотносительные части разрезной картинки.

Метод попыток и ошибок у учеников вспомогательной школы является самым распространенным способом выполнения действия. Он заключается в проверке всех возможных вариантов сочетания частей. Это значит, что ребенок уже ориентируется на недифференцированный образ конечного результата и сравнивает его с тем, что у нее выходит в результате случайного соединения частей. Ребенок может выявить свойства предмета лишь путем практического действия с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста. Описание выборки и методик исследования
Данное исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребёнка, детском саду «Солнышко» города Сорска. Общий объем выборки составляет 17 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них - 7 мальчиков и 10 девочек. В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявл ...

Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования
Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму. Цель констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирован ...

Метод репликации в психологических исследованиях
Повторение классических исследований в современных социокультурных условиях представляет собой способ прослеживания особенностей изменения и развития различных психологических характеристик в зависимости от измененной исторической ситуации. В настоящее время жизнь людей значительно меняется благодаря современным опосредующим средствам с ...