Особенности видов мышления
Страница 6

В тех случаях, когда у умственно отсталых детей нет знаний о физическом явлении, связанном с заданием, восприятия предметов, манипулирования ими не помогают им правильно ответить на вопрос. Ученики, которые не смогли ответить на вопрос после восприятия предметов, знакомились с явлением с помощью практического действия.

Таким образом, условием раскрытия причинной зависимости в физических явлениях учениками вспомогательных школ является наличие знаний об этих явлениях и дифференцированном воссоздании их в соответствии с поставленным заданием.

Причинно-следственное мышление учеников 3-4-х классов отличается от этого типа мышления учеников 1-2-го классов. У учеников 1-2-го классов ведущее место занимает второй уровень, когда словесное объяснение дается после выполнения практического действия. У учеников 3-4-х классов ведущее место занимает третий уровень - установление причинно-следственных связей с опорой на наглядный материал. Следовательно, учебно-воспитательная работа существенно влияет на развитие причинно-следственного мышления детей-олигофренов.

Однако причинное мышление умственно отсталых детей, развиваясь и достигая вербально-понятийного уровня, не приобретает того качества, которого оно достигает у детей с нормальным развитием. Старшие умственно отсталые школьники часто причинную связь заменяют тавтологией ("Зимой холодно, потому что наступила зима"), удаются к описанию явления вместо объяснения его причин, путают причину и следствие ("Солнце встало, потому что наступило утро"). Если причинно-следственные связки представляют цепь зависимостей, то ученики способны выделить лишь один из них.

На причинное мышление влияют и особенности активизации прошлого опыта умственно отсталыми детьми. Активизация неадекватных знаний усложняет выполнение задания. Определив одну связь, которая не отвечает определенной ситуации, олигофрены не могут переключиться на другой, хоть он им хорошо известный.

Раскрывая причинно-следственные связки, умственно отсталые дети используют ассоциации, которые не имеют прямого отношения к конкретному явлению. Актуализированные знания при этом мешают исследуемому выполнять задание.

Между выразительностью интеллектуального дефекта и уровнем сформированности причинно-следственного мышления однозначной связи нет. Переход от одного уровня к другому можно ускорить специально организованной учебой. Влияние возраста на этот процесс у детей-олигофренов незначительный, поскольку информация, которую они получают из окружающей действительности стихийно, самостоятельно ими не прорабатывается и обобщается недостаточно. Этим олигофрены существенно отличаются от одногодков с нормальным интеллектом.

Недостаточность вербально-логического мышления отражается на процессе интериоризации умственных действий ребенка во внутренний план. Особенно ярко это видно при учебе детей-олигофренов математики. Ученики вспомогательной школы с большими трудностями овладевают устным счетом. Некоторые из них фиксируются на осуществлении вычислений на пальцах или с помощью линейки. Очень сложным является для них развязывание арифметических задач. Они самостоятельно не могут проанализировать условия, определить способ решения, склонные уподоблять один тип задачи другому. Р. А.

Исенбаева одной группе учеников 3-5-х классов предлагала сначала развязать задачу на одно действие, а потом другую, более сложную - на два действия; вторая группа, напротив, сначала работала над более сложной задачей, а потом - над более простой. В обеих группах следующая задача развязывалась по аналогии с первой.

В отличие от школьников с нормальным интеллектом, для которых понимание грамматического или математического правила является достаточным для того, чтобы его повторить и успешно использовать на практике, умственно отсталые дети для воссоздания правила вынуждены его выучить наизусть, а пользоваться им могут лишь непосредственно после заучивания. При написании диктанта ребенок-олигофрен не может самостоятельно определить, в каком месте какое грамматическое правило необходимо применять.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Стихийные группы и массовые движения
Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах. Заражение как способ группового взаимодействия. Феномен заражения в современных обществах. Внушение или суггестия как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритичном в ...

Методология и методы социально-психологического исследования
Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования. Понятие методологии научного исследования: общая методология, частная (специальная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Соци ...

Лишние слова
Время проведения: 3 мин Возьмем слова: 1) воробей, дрозд, иволга, орел; 2) токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник; 3) подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце. 4)сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель; 5)самолет, телега, автобус, паровоз, такси. 6)рука, нос, палец, яблоко, голова. Какие слова лишние в этих ря ...