Особенности видов мышления
Страница 5

- установление причинно-следственных связей в довербальній форме с опорой на ведущий признак (экспериментатор:

"Почему на санях катаются зимой"?, в ответ на что ученики с усилием двигали рукой по столу, имитируя трение);

- установление причинно-следственных связей в вербальной форме с опорой на ведущий признак ("Зимой скользко, и можно кататься, а летом - асфальт, и сани не поедут").

Частота повторения каждого из этих способов зависит от содержания задания. Наименьший процент правильного вербального раскрытия причинно-следственных связей представляли ответы на вопросы, связанные из хорошо знакомыми детям явлениями. Наивысший процент такого выполнения - ответы на вопросы о фактах, которые меньше связаны с жизненным опытом, но на которые взрослые многократно фиксировали внимание детей.

Эти данные свидетельствуют о том, что факты, явления, которые воспринимают умственно отсталые дети без специальной учебы, фиксируются в их сознании без соответствующей проработки. Воспринимая многократно отдельные факты, умственно отсталые часто не сопоставляют их, не делают из них выводов. Поэтому знание, какие они получают самостоятельно, имеют характер сведений об отдельных конкретных явлениях без их достаточного обобщения.

Именно по этой причине, отвечая на вопрос "Куда исчезает из белья вода, когда она высыхает"?, большинство учеников 3-4-х классов говорили: "Капает в землю".

Для выяснения условий, которые помогают умственно отсталым детям раскрывать в явлениях причинно-следственные связки, недоступные непосредственному восприятию, Н.М. Стадненко был проведен специальный эксперимент. Ученики должны предусмотреть следствие определенного физического действия, а потом объяснить ее причину. Задания предлагались в виде вопросов:

1. Если бросить в воду деревянную и железную пуговицы, что с ними случится?

2. Если бросить в воду железный и деревянный кубики, что с ними случится?

Задание давалось сначала в вербальной форме, а при наличии трудностей предлагали выполнить практически. Понимание причинности проверяли дополнительным заданием: ученикам давали два деревянных кубика разной величины и спрашивали, что с ними случится, если бросить их в воду.

Ответы на вопрос в зависимости от качества были разделены на три группы. Для первой характерным было неправильное предвидение последствий ("Обе пуговицы будут плавать", "Железная пуговица расплавится, а деревянный - нет"). Такие ответы свидетельствуют о полном отсутствии знаний о физических явлениях.

В ответах, которые вошли ко второй группе, правильно определялось следствие, но не устанавливалась причина явления. Эти ответы основываются на знаниях, полученных в результате восприятия отдельных фактов и их сочетания без анализа и соотношения.

Для третьей группы ответов характерным было правильное определение причин и последствий. Правильные ответы дают около 50 % учеников 3-4-х классов, 10 % дают неполные ответы и 40 % отвечают неправильно.

Следовательно, у многих учеников дифференцированные знания о явлениях, с которыми они часто встречаются в жизни, оказались несформированными.

Тем ученикам, которые неправильно ответили на вопрос, предлагали металлический и деревянный кубики, которые необходимо было сравнить. Экспериментатор помогал специальными вопросами выделить существенные для этой ситуации признаки. Дальше ученики должны были объяснить, который из кубиков утонет в воде и почему.

Непосредственное ознакомление с предметами значительно уменьшило количество неправильных ответов.

Следовательно, когда у умственно отсталых учеников есть некоторые знания об определенных явлениях, но они имеют неопределенный, диффузный характер, дети не могут воссоздать, отобрать те из них, которые непосредственно связаны с заданием. В таких случаях им в значительной степени помогает восприятие предметов при наличии конкретного, направляющего это восприятие задания. Задание фиксирует внимание на важных для определенной ситуации качествах, актуализирует имеющиеся знания и определяет необходимую причинную зависимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Был проведен качественный анализ данных, результаты представлены по каждому испытуемому. 1.Чистяков М., мужской пол, 6 лет. Первой нарисовал фигуру своего пола, она больше, чем фигура женского пола (в анкете указано, что главой семьи должен быть отец). Так как фигура отца старше, чем испытуемый, можно отметить идентификацию с образом ...

Имаго – метод
Имаго – метод (от лат. «imago» – образ) – метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммун ...

Что такое манипуляции и манипулирование людьми?
Если обратиться к этимологии термина "манипуляция", то, как считает Е. Л. Доценко, в метафорическом смысле её можно определить как "проделки, махинации", а манипулятора как "циркового артиста, выполняющего фокусы, основанные на ловкости рук". Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипул ...