Особенности видов мышления
Страница 5

- установление причинно-следственных связей в довербальній форме с опорой на ведущий признак (экспериментатор:

"Почему на санях катаются зимой"?, в ответ на что ученики с усилием двигали рукой по столу, имитируя трение);

- установление причинно-следственных связей в вербальной форме с опорой на ведущий признак ("Зимой скользко, и можно кататься, а летом - асфальт, и сани не поедут").

Частота повторения каждого из этих способов зависит от содержания задания. Наименьший процент правильного вербального раскрытия причинно-следственных связей представляли ответы на вопросы, связанные из хорошо знакомыми детям явлениями. Наивысший процент такого выполнения - ответы на вопросы о фактах, которые меньше связаны с жизненным опытом, но на которые взрослые многократно фиксировали внимание детей.

Эти данные свидетельствуют о том, что факты, явления, которые воспринимают умственно отсталые дети без специальной учебы, фиксируются в их сознании без соответствующей проработки. Воспринимая многократно отдельные факты, умственно отсталые часто не сопоставляют их, не делают из них выводов. Поэтому знание, какие они получают самостоятельно, имеют характер сведений об отдельных конкретных явлениях без их достаточного обобщения.

Именно по этой причине, отвечая на вопрос "Куда исчезает из белья вода, когда она высыхает"?, большинство учеников 3-4-х классов говорили: "Капает в землю".

Для выяснения условий, которые помогают умственно отсталым детям раскрывать в явлениях причинно-следственные связки, недоступные непосредственному восприятию, Н.М. Стадненко был проведен специальный эксперимент. Ученики должны предусмотреть следствие определенного физического действия, а потом объяснить ее причину. Задания предлагались в виде вопросов:

1. Если бросить в воду деревянную и железную пуговицы, что с ними случится?

2. Если бросить в воду железный и деревянный кубики, что с ними случится?

Задание давалось сначала в вербальной форме, а при наличии трудностей предлагали выполнить практически. Понимание причинности проверяли дополнительным заданием: ученикам давали два деревянных кубика разной величины и спрашивали, что с ними случится, если бросить их в воду.

Ответы на вопрос в зависимости от качества были разделены на три группы. Для первой характерным было неправильное предвидение последствий ("Обе пуговицы будут плавать", "Железная пуговица расплавится, а деревянный - нет"). Такие ответы свидетельствуют о полном отсутствии знаний о физических явлениях.

В ответах, которые вошли ко второй группе, правильно определялось следствие, но не устанавливалась причина явления. Эти ответы основываются на знаниях, полученных в результате восприятия отдельных фактов и их сочетания без анализа и соотношения.

Для третьей группы ответов характерным было правильное определение причин и последствий. Правильные ответы дают около 50 % учеников 3-4-х классов, 10 % дают неполные ответы и 40 % отвечают неправильно.

Следовательно, у многих учеников дифференцированные знания о явлениях, с которыми они часто встречаются в жизни, оказались несформированными.

Тем ученикам, которые неправильно ответили на вопрос, предлагали металлический и деревянный кубики, которые необходимо было сравнить. Экспериментатор помогал специальными вопросами выделить существенные для этой ситуации признаки. Дальше ученики должны были объяснить, который из кубиков утонет в воде и почему.

Непосредственное ознакомление с предметами значительно уменьшило количество неправильных ответов.

Следовательно, когда у умственно отсталых учеников есть некоторые знания об определенных явлениях, но они имеют неопределенный, диффузный характер, дети не могут воссоздать, отобрать те из них, которые непосредственно связаны с заданием. В таких случаях им в значительной степени помогает восприятие предметов при наличии конкретного, направляющего это восприятие задания. Задание фиксирует внимание на важных для определенной ситуации качествах, актуализирует имеющиеся знания и определяет необходимую причинную зависимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Методы урегулирования конфликтов. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандар ...

Пропущенные буквы
Время проведения: 10 мин Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово). Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, ...

Определение темперамента по тесту “Темперамент спортсмена”
Опросник Г.Айзенка содержит 57 вопросов, их которых 24 связаны со шкалой экстраверсии – интроверсии, ещё 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи),предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. Таблица 3 Данные по темпераменту спортсмена № п/п Экстравер ...