Особенности видов мышления
Страница 3

Понимание сюжетных картин умственно отсталыми детьми зависит от содержания и композиции картины, количества изображенных объектов.

Такие дети видят изображенные предметы не одновременно, а последовательно. Объектом восприятия при этом является не сюжет в целом, а отдельные предметы. Понятно, что при большом количестве изображенных предметов им не удается установить смысловую связь между ними.

Умственно отсталым детям трудно воспринимать картины с изображением переживаний людей. По большей части они лишь указывают на мимику героев : "Мальчик рот открыл и кричит".

Опыт может негативно влиять на интерпретацию изображенного. Вот как рассказывает об изображенном на картине "Испугались" (деть в лесу испугались зайца, который, в свою очередь, убегает от детей) 10-летний Александр - ученик первого класса: "Мальчик купается, мальчик несет грибы, девочка бежит".

Экспериментатор: Почему девочка бежит?

Александр: Она хочет сказать, что мальчик утопился.

Экспериментатор: Какой мальчик?

Александр: Я не знаю.

Экспериментатор: Ты видел, как тонут?

Александр: Видел, как мальчик топился в Днепре (3 исследования Н.М. Стадненко).

Для детей, которые нормально развиваются, понимание содержания картины улучшает такой прием, как сообщение им названия картины. Умственно отсталые дети не стремятся узнать название картины, как это делают дети с нормальным интеллектом, самостоятельно не соотносят название картины с ее содержанием. Название картины может активизировать связь, которая не отвечает или лишь частично отвечает изображенному. В таких случаях ученики рассказывают о той ситуации, которая вспомнилась в связи с названием картины, а не с той, которая изображена.

Через недостаточность наглядно-образного мышления у учеников вспомогательной школы также наблюдаются трудности в представлении отдельных предметов и ситуаций за словесным описанием. В определенной степени устранить эти трудности можно с помощью наглядности. Например, Т.А. Процко, изучая особенности отгадывания умственно отсталыми детьми загадок, предлагала им выбрать отгадку, изображенную на одной из трех картинок, на два других были изображенные предметы, которые имели по одному из признаков, которые вспоминались в загадке.

Описанный прием способствовал активизации и повышению производительности мышления детей.

У детей с нормальным интеллектом наглядно-образное мышление наиболее интенсивно формируется в дошкольном возрасте. У детей-олигофренов этот вид мышления появляется и развивается благодаря специальной учебе лишь в школьном возрасте. Увеличивается полнота анализа объектов, совершенствуются приемы наглядного мышления, повышается роль воображения и тому подобное. Однако отставание в развитии наглядно-образного мышления у учеников с изъянами интеллекта наблюдается и в старших классах.

Вербально-логическое мышление, которое требует операции понятиями, у детей с умственной отсталостью оказывается больше всего недоразвитым. Благодаря специальной учебе удается сформировать лишь элементарные его формы.

Развитие понятий при умственной отсталости останавливается на уровне "диффузных комплексов", когда не выделяются все существенные

признаки, нет четкой иерархии главных и второстепенных признаков. Возможности использования определенного понятия ограничены узким кругом заученных ситуаций. У многих учеников вспомогательной школы понятия, усвоенные под руководством учителя, не вытесняют имеющиеся в них ошибочные представления.

Через недостаточность операций обобщения и абстрагирования полноценные понятия у учеников вспомогательной школы не формируются. Даже в старших классах они не умеют устанавливать аналогии и другие системные связки, не понимают скрытого смысла сюжетных картин, метафор, пословиц, рассказов, не могут определить мотивы поступков персонажей. Деть с умственной отсталостью не понимают скрытого смысла, потому воспринимают буквально метафоры и пословицы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7