Материалы » Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте » Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста. Описание выборки и методик исследования

Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста. Описание выборки и методик исследования

Данное исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребёнка, детском саду «Солнышко» города Сорска. Общий объем выборки составляет 17 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них - 7 мальчиков и 10 девочек.

В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, выявлялась система представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди.

Психодиагностический инструментарий.

Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи следующих методик: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур.

Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (такой уровень развития этих качеств, какой бы их удовлетворил). (Приложение А)

Кроме оценки, данной детьми самим, себе предлагалось отметить другими фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников, родителей, воспитателей. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе.

Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан

.

Данная методика является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице - отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй - необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем - «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой - себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста. (Приложение Б)

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу.


Отражение влияния депрессии на детей
На детей депрессия может выразиться в форме: повышенного голоса; пониженной оценки; высокая требовательность и т.д. ...

Конспект лекций. Теория и практика социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
История социальной психологии значительно моложе самого социально-психологического мышления. Люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологической действительностью и пытались ее анализировать. Передавались из поколения в поколение, как способы межличностного взаимодействия, так и способы воздействия на толпу, массу. Об ...

Образное поведение
И.С. Бериташвили выдвинул концепцию, согласно которой у высших позвоночных важнейшую роль играет образное (психонервное) поведение. Начиная с 1926 г. он изучал поведение животных по разработанному им методу свободного перемещения в экспериментальном манеже. Полученные И.С. Бериташвили (1975) факты было невозможно объяснить с позиции тео ...