Основные направления в работе психолога » Психологическая практика и психологическая наука

Психологическая практика и психологическая наука
Страница 1

Как уже отмечалось, человеческая деятельность в содержательном отношении имеет два основных момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносеологический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необходимые взаимодополняющие стороны. В конкретной деятельности может доминировать один из этих моментов. И тогда речь идет либо о практической деятельности: ведущим выступает аспект воздействия, преобразования предмета, либо о познавательной деятельности: превалирует аспект исследования, познания предмета. В первом случае мы имеем дело со всеми видами человеческой практики, во втором с различными разделами науки.

В применении к психологии это означает, что психология имеет два основных подразделения: 1) научная психология (или психология как наука) и 2) практико-ориентированная психология (или психология как практика) (рис. 2). Обе имеют один и тот же предмет — психологические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психология как практика). Психология как наука при всей познавательной значимости полученных ее результатов обретает свое действительное значение только тогда, когда ее данные начинают широко применяться в общественной практике вообще, в частности — в психологической практике, что конституирует собой практическую психологию как специфическую область человеческой деятельности.

Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии (как, например, и прикладной математики, прикладной финики) подчеркивает, что научная психология прикладывается, применяется в практической деятельности. Понятие практической психологии значительно шире, чем прикладной.

Прикладная психология — это приложение (использование) данных психологической науки в различных сферах общественной практики. Она является практической психологией, поскольку используется в сфере практики и используется практическим образом. В общественной практике цель не является психологической, хотя в ней могут существенно использоваться психологические закономерности. Например, в управлении людьми предметом (целью) является управление, психология — только средство. В маркетинге цель — продвижение товара, психологические и социально-психологические закономерности — одно из средств. В педагогической практике - цель образование и воспитание, хотя использование психологических средств многообразно.

Рис. 2. Основное подразделение психологии (по критерию преобладающего момента)

В со6ственно психологической практике — и цель и средство носят психологический характер. Это - например, психологическое тестирование с целью выявления характеристик личности; психологическое консультирование экзистенциональных, внутриличностных или межличностных проблем; психологические тренинги, развивающие те или иные качества личности (тренинги ассертивности, общения, сенситивности, креативности, интеллекта, мотивации и др.) и т.п. Помимо того, что практическая психология имеет свою собственно-имманентную ей вотчину, она, в отличие от прикладной, включает в себя также как научные методы и концепции, так и огромный спектр вненаучных (не значит - неистинных, неработающих) представлений и приемов. Ненаучная (обыденная, житейская, а также вненаучная (например, религиозная), зачастую ошибочная, ложная) психология, конечно, присутствует во всех обществах как часть совокупного человеческого опыта, но если в обычном процессе жизни она составляемую не самую существенную ее часть, то когда на основе ненаучных представлений или приемов строятся психологические практики, то здесь они уже составляют существенные основания этих практик (рис. 4). В силу этого имеет смысл о них говорить как о специфике части практической психологии.

Страницы: 1 2


Практическая часть. Методики диагностики конфликтов.
Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным исп ...

IQ Методика Айзенка
В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов. Скорость психических процессов не является фундаментальным показателем интеллекта. Для примера можно пров ...

Человеческие эмоции и особенности их проявлений. Характеристика эмоций
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие [1]. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направл ...