Основные направления в работе психолога » Психологическая практика и психологическая наука

Психологическая практика и психологическая наука
Страница 1

Как уже отмечалось, человеческая деятельность в содержательном отношении имеет два основных момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносеологический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необходимые взаимодополняющие стороны. В конкретной деятельности может доминировать один из этих моментов. И тогда речь идет либо о практической деятельности: ведущим выступает аспект воздействия, преобразования предмета, либо о познавательной деятельности: превалирует аспект исследования, познания предмета. В первом случае мы имеем дело со всеми видами человеческой практики, во втором с различными разделами науки.

В применении к психологии это означает, что психология имеет два основных подразделения: 1) научная психология (или психология как наука) и 2) практико-ориентированная психология (или психология как практика) (рис. 2). Обе имеют один и тот же предмет — психологические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психология как практика). Психология как наука при всей познавательной значимости полученных ее результатов обретает свое действительное значение только тогда, когда ее данные начинают широко применяться в общественной практике вообще, в частности — в психологической практике, что конституирует собой практическую психологию как специфическую область человеческой деятельности.

Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии (как, например, и прикладной математики, прикладной финики) подчеркивает, что научная психология прикладывается, применяется в практической деятельности. Понятие практической психологии значительно шире, чем прикладной.

Прикладная психология — это приложение (использование) данных психологической науки в различных сферах общественной практики. Она является практической психологией, поскольку используется в сфере практики и используется практическим образом. В общественной практике цель не является психологической, хотя в ней могут существенно использоваться психологические закономерности. Например, в управлении людьми предметом (целью) является управление, психология — только средство. В маркетинге цель — продвижение товара, психологические и социально-психологические закономерности — одно из средств. В педагогической практике - цель образование и воспитание, хотя использование психологических средств многообразно.

Рис. 2. Основное подразделение психологии (по критерию преобладающего момента)

В со6ственно психологической практике — и цель и средство носят психологический характер. Это - например, психологическое тестирование с целью выявления характеристик личности; психологическое консультирование экзистенциональных, внутриличностных или межличностных проблем; психологические тренинги, развивающие те или иные качества личности (тренинги ассертивности, общения, сенситивности, креативности, интеллекта, мотивации и др.) и т.п. Помимо того, что практическая психология имеет свою собственно-имманентную ей вотчину, она, в отличие от прикладной, включает в себя также как научные методы и концепции, так и огромный спектр вненаучных (не значит - неистинных, неработающих) представлений и приемов. Ненаучная (обыденная, житейская, а также вненаучная (например, религиозная), зачастую ошибочная, ложная) психология, конечно, присутствует во всех обществах как часть совокупного человеческого опыта, но если в обычном процессе жизни она составляемую не самую существенную ее часть, то когда на основе ненаучных представлений или приемов строятся психологические практики, то здесь они уже составляют существенные основания этих практик (рис. 4). В силу этого имеет смысл о них говорить как о специфике части практической психологии.

Страницы: 1 2


Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу. Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе ...

Элементарная рассудочная деятельность в эволюционном аспекте
Рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума. Основные результаты экспериментального исследования можно сформулировать в виде следующих положений. · Во-первых, удалось выявить связь уровня развития элементарной рассудочной деятельности ...

Стресс в жизни ребёнка. Основные причины детского стресса. Общая характеристика стресса
Автор теории стресса Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, - к сопротивлению, борьбе или бегству. Стрессорами (причинами стресса) могут быть и физические раздражители и психические, как реально действу ...