Основные направления в работе психолога » Психологическая практика и психологическая наука

Психологическая практика и психологическая наука
Страница 2

Рис. 3 Подразделение практической психологии по предмету деятельности (по А.Н. Лентьеву)

Таким образом, во всем спектре практической психологии следует различать прикладную психологию как использование научной психологии в различных сферах а, как приложение психологии к тем или иным видам социальной практики, и ту часть практической психологии, которая имеет свою собственную специфическую область приложения — а именно сферу психологической практики.

И.Н. Карицкий утверждает, что пространство собственно психологической практики представлено следующими ее видами (психопрактиками): психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическое тестирование, психологическая помощь, психологическая поддержка, психологическая коррекция, психологическая профилактика, психодуховные практики, в отдельных случаях целительство и даже оккультные практики (рис. 3).

Субъектом психологической практики является практический психолог или индивид, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Психологическая практика (психопрактика) как специфическая практическая деятельность отличается от любой другой деятельности своим специальным предметом. Этот предмет — психическая реальность как совокупность психических явлений. Непосредственным предметом конкретной психопрактики являются конкретные психические явления (рис. 6), Собственно говоря, этого критерия достаточно для разграничения психологической и других видов социальной практики.

Вместе с тем существует такой вид медицинской практики как психиатрия, предметом которого также является психическая реальность. Разница предметов психиатрии и психологической практики в том, что психиатрия занимается патологическими проявлениями психики, а психологическая практика ориентируется на норму, если не вдаваться во все сложности разграничения нормы, патологии и пограничных состояний.

Психиатрия имеет дело с недееспособной или ограниченно дееспособной личностью, психологическая практика исходит из того, что клиент в принципе является дееспособным. Существует также дополнительный критерий различения психиатрии и психологической практики. В психиатрии преобладают медикаментозные и технико-инструментальные способы воздействия на психическую реальность, вплоть до хирургического вмешательства (лечение). В психологической практике превалируют психологические средства, хотя также могут использоваться химические, биохимические препараты и техническая аппаратура, но они рассматриваются как дополнительные, вспомогательные. При использовании этих средств акцент делается на психологической составляющей их воздействия и принципиально считается недопустимым возможный ущерб от их действия для личности.

Схема 6. Объект и предмет психологической практики

Таким образом, психологическая практика (психопрактика) — это практика, предметом которой является психическая реальность, а используемые средства по преимуществу являются психологическими. Эта психическая реальность рассматривается как нормальная. Или, с учетом ранее проведенного анализа практической деятельности, психопрактика — это деятельность по преобразованию и изменению психической реальности психологическими средствами.

Страницы: 1 2 


Теории мотивации
Известен старый способ воздействия на людей, чтобы побудить их выполнять определенную работу - метод "кнута и пряника". Под "пряником" понималась возможность выжить. Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только ...

Приложение 2
Список класса класс 5А № Ф.И.О. Дата рожд. Родители Домашний адрес Телефон 1 Андронова Елизавета Сергеевна 26.08.97 Сергей Николаевич Елена Алексеевна Строителей 23-22 3-78-22 2 Атрохова Диана Николаевна 16.01.97 Наталья Михайловна Заводская 6-514 2-71-30 (вахта) 3 Боров ...

Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Был проведен качественный анализ данных, результаты представлены по каждому испытуемому. 1.Чистяков М., мужской пол, 6 лет. Первой нарисовал фигуру своего пола, она больше, чем фигура женского пола (в анкете указано, что главой семьи должен быть отец). Так как фигура отца старше, чем испытуемый, можно отметить идентификацию с образом ...