Характер
Страница 1

Черту личности

понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок (стилевых особенностей поведения).

Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанных на этических принципах. В древнегреческой литературе типологию характеров, распространённых в афинском обществе, описал Теофраст.

Затем лишь в первой половине ХIХ в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любви к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В конце ХIХ в. проявляются две интересные работы по проблеме характера: книга Ф.Джордано “Характер с точки зрения тела и генеалогии человека” и книга Ф.Полана “Психология характера”. Джордано открыл, что существует два фундаментально различных характера: “у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым” (по сути, Джордано описал экстраверта и интроверта). Ф.Полан отмечал, что строение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются по строгим законам: 1) закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные; 2) закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие стремления, находящиеся с ними в зависимости. [27].

В начале ХХ в. Н.Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный.

Сверхличный

тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли. [27].

В начале ХХ в. А.Ф.Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их “социальный аспект”. [27].

Дальнейшие исследования приводили к обогащению понимания характера:

1. Возникло понятие “социального характера”. “В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни” (Э.Фромм). “если характер индивида более менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждает его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условия его культуры”. [27].

2. Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в “базисной (основной) личной структуре”. Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве (это “основная, модальная личность”) (А.Кардинер). [27].

3. Если личность отражает культуру, отражённую в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, отражонное в индивидуальном поведении (Д.Хонигман, Н.Д.Левитов). [27].

4. Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), психоаналитик Фрейд постулировал идею структуры характера, доказывая, что “можно вывести формулу формирования основного характера из определённых черт; причём первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование”. [27].

Страницы: 1 2


Личностная типология “трудных” для общения людей
Вместе с освоением техник и приемов общения следует учитывать, что сотруднику таможенных органов, как впрочем, и вообще по жизни, приходится взаимодействовать в условиях далеко не комфортных с точки зрения настроя на общение другого. Эта область более предметно рассмотрена в социальной психологии и конфликтологии. Теоретики и практики р ...

Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В». Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия ...

Современное общество и проблема консюмеризма
Должен ли человек потреблять, чтобы жить, или же человек живет, чтобы потреблять? По мнению З.Баумана, “Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества “потребляют”; все люди, более того, все живые существа “потребляют” с незапамятных времён” [8]. Жизнь и потреблени ...