Понятие, значение и структура Я-концепции
Страница 1

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено, или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Я-концепция – это наше собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность наших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку Я-концепция основана на нашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, чем самосознание, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем” [3].

Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», т.е. романтическую мечту о том каким он хотел бы стать. Как правило, наделяя идеальное «Я» качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Наше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. Если наши реальные качества соответствуют нашему идеалу или приближаются к нему, то у нас будет высокая самооценка.

Исследования Ливануэя и Уайли позволили заключить, что люди с положительными Я-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя.[18]

Даже людям с положительной Я-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной Я-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной Я-концепцией. Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, мы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок наша Я-концепция и личность постоянно меняются. Как человек ощущает свое собственное «Я», какие качества он считает своими наиболее отличительными характеристиками, совпадают ли эти качества или отличаются от представлений о нем других людей – все это важные составляющие личной идентичности. Набор представлений человека о самом себе называется Я-концепцией.

Страницы: 1 2


Методика исследования
С целью изучения памяти использовалась методика А.Н.Леонтьева (1931/2006-2009), модифицированная с учетом особенностей выборки и обеспечения контроля побочных переменных (эффекты порядка). Методика исследования Мы использовали методику изучения непосредственного и опосредствованного запоминания, которая была разработана А.Н. Леонтьевы ...

Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы
Исходя из полученных данных был проведен контрольный эксперимент, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы. Проводились следующие методики: 1. Методика "Диагностика природной памяти" Для начала нужно определить продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделат ...

Общение. Общественные отношения и межличностные отношения
Определяющая роль общественных отношений для развития индивидуального сознания. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности, как способ поведения личности, определяемый ее местом в системе общественных отношений и возможность приобретения ими «личностной» окраски (различные стили исполнения социальной роли). ...