Понятие, значение и структура Я-концепцииСтраница 1
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено, или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Я-концепция – это наше собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность наших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку Я-концепция основана на нашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, чем самосознание, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем” [3].
Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», т.е. романтическую мечту о том каким он хотел бы стать. Как правило, наделяя идеальное «Я» качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Наше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. Если наши реальные качества соответствуют нашему идеалу или приближаются к нему, то у нас будет высокая самооценка.
Исследования Ливануэя и Уайли позволили заключить, что люди с положительными Я-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя.[18]
Даже людям с положительной Я-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной Я-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной Я-концепцией. Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, мы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок наша Я-концепция и личность постоянно меняются. Как человек ощущает свое собственное «Я», какие качества он считает своими наиболее отличительными характеристиками, совпадают ли эти качества или отличаются от представлений о нем других людей – все это важные составляющие личной идентичности. Набор представлений человека о самом себе называется Я-концепцией.
Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Цель,
задачи, организация исследования
Целью эксперимента является изучение особенности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:
- отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ...
Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника пред ...
Исследование межличностных отношений
Для более глубокого изучения межличностных отношений в коллективе, мы провели эксперимент в 11-х классах шк.№1 и шк.№14 города Бугульма. Мы решили исследовать межличностные отношения в группе методом социометрии[1]. В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел (работать, учиться, проводить время)?». По числу полу ...