Материалы » Социальная психология » Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии

Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Страница 1

Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений различных групп.

В общественных науках существует двоякое употребление термина группы. Так, в социологии группы - произвольные объединения людей по признаку, выбранному в той или иной системе анализа. В социальной психологии под группами понимают реально существующие образования, в которые люди объединены согласно общим признаком, при этом определенным образом осознают свою принадлежность к группе. Однако одновременная включенность индивида в различные группы требует анализа закономерностей поведения и деятельности людей для понимания роли группы в развитии личности.

Таким образом, социально-психологическое определение группы следующее: группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы в социальных науках классифицируют в зависимости от тех или иных критериев следующим образом.

Группы бывают условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума), в свою очередь реальные группы делятся на лабораторные (созданные социальными психологами для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире).

Естественные группы бывают большие (этнические, гендерные, профессиональные, возрастные и т. д.) и малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными).

Малые группы бывают формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности членов группы).

В социальной психологии изучаются особенности групп на всех этажах данной классификации. Рассмотрим изучаемые характеристики групп.

В 1936 году основоположник ролевой теории Р. Ливинтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения этих моделей им было предложено использовать понятия «статус» (собрание прав и обязанностей индивида) и «роль» (ожидаемое реализованное поведение члена группы) - динамический аспект статуса. Эту идею разрабатывали его последователи - Н. Гросс, А. Харе, Т. Ньюком и др.

Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник дают следующее определение статуса: «Статус - это неформальная социально-психологическая характеристика положения члена группы, степень его авторитетности для остальных участников группы».

Одна из важнейших характеристик статуса - престиж - своеобразная мера признания заслуг индивида. В системе групповых отношений необходимо также учитывать внутреннюю установку человека - личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень влияния на них.

Г. М. Андреева отмечает, что место человека в группе определяется не только его социометрическим статусом, но и тем, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений в группе. Кроме того, на статус члена группы влияет также статус самой группы.

Страницы: 1 2 3 4


Приемы и правила установления и поддержания психологического контакта ( отдельные техники)
Рассмотрев механизм взаимодействия людей в процессе общения, нам необходимо установить и те правила, при выполнении которых это взаимодействие происходит наилучшим образом. Правила процесса общения можно представить, как совокупность определенных техник. ...

Особенности видов мышления
В психологии выделяют три вида мышления, которые в то же время являются уровнями его развития. Сначала возникает наглядно-действенное мышление - способность устанавливать свойства и связки предметов и явлений в практической деятельности с ними, дальше формируется наглядно-образное мышление - операция обидами предметов, и в конце - верба ...

Упражнения на развитие воображения. Маяковский
Время проведения: 5 мин Поэт В. Маяковский, как никто другой, любил неологизмы, которые он сам обожал создавать: "Я планов наших люблю громадье. Пойдем, поэт, взорим, вспоем. Партия - рука миллионопалая. Но странная из солнца ясь струилась. Темно свинцовоночие. Стоугольный "гигант". Нетрудно видеть, что выделенные слов ...