Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной
психологииСтраница 1
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений различных групп.
В общественных науках существует двоякое употребление термина группы. Так, в социологии группы - произвольные объединения людей по признаку, выбранному в той или иной системе анализа. В социальной психологии под группами понимают реально существующие образования, в которые люди объединены согласно общим признаком, при этом определенным образом осознают свою принадлежность к группе. Однако одновременная включенность индивида в различные группы требует анализа закономерностей поведения и деятельности людей для понимания роли группы в развитии личности.
Таким образом, социально-психологическое определение группы следующее: группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы в социальных науках классифицируют в зависимости от тех или иных критериев следующим образом.
Группы бывают условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума), в свою очередь реальные группы делятся на лабораторные (созданные социальными психологами для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире).
Естественные группы бывают большие (этнические, гендерные, профессиональные, возрастные и т. д.) и малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными).
Малые группы бывают формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности членов группы).
В социальной психологии изучаются особенности групп на всех этажах данной классификации. Рассмотрим изучаемые характеристики групп.
В 1936 году основоположник ролевой теории Р. Ливинтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения этих моделей им было предложено использовать понятия «статус» (собрание прав и обязанностей индивида) и «роль» (ожидаемое реализованное поведение члена группы) - динамический аспект статуса. Эту идею разрабатывали его последователи - Н. Гросс, А. Харе, Т. Ньюком и др.
Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник дают следующее определение статуса: «Статус - это неформальная социально-психологическая характеристика положения члена группы, степень его авторитетности для остальных участников группы».
Одна из важнейших характеристик статуса - престиж - своеобразная мера признания заслуг индивида. В системе групповых отношений необходимо также учитывать внутреннюю установку человека - личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень влияния на них.
Г. М. Андреева отмечает, что место человека в группе определяется не только его социометрическим статусом, но и тем, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений в группе. Кроме того, на статус члена группы влияет также статус самой группы.
Вооружённые морские жители
Время проведения: 5 мин
Назовите 3 представителя морских животных, обладающих одним общим, свойственным только им, орудием защиты от врагов. Как они называются и что это за оружие, которое делает их опасными даже для человека?
Ответ: скат, электрический сом и электрический угорь, обладающие способностью вырабатывать в своём теле элект ...
Виды слушания
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.
В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих перегов ...
Упражнения на развитие внимания. «мешающие» и
«внимательные»
Время проведения: 15 мин
Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция:
«Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью с ...

