Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной
психологииСтраница 1
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений различных групп.
В общественных науках существует двоякое употребление термина группы. Так, в социологии группы - произвольные объединения людей по признаку, выбранному в той или иной системе анализа. В социальной психологии под группами понимают реально существующие образования, в которые люди объединены согласно общим признаком, при этом определенным образом осознают свою принадлежность к группе. Однако одновременная включенность индивида в различные группы требует анализа закономерностей поведения и деятельности людей для понимания роли группы в развитии личности.
Таким образом, социально-психологическое определение группы следующее: группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы в социальных науках классифицируют в зависимости от тех или иных критериев следующим образом.
Группы бывают условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума), в свою очередь реальные группы делятся на лабораторные (созданные социальными психологами для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире).
Естественные группы бывают большие (этнические, гендерные, профессиональные, возрастные и т. д.) и малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными).
Малые группы бывают формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности членов группы).
В социальной психологии изучаются особенности групп на всех этажах данной классификации. Рассмотрим изучаемые характеристики групп.
В 1936 году основоположник ролевой теории Р. Ливинтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения этих моделей им было предложено использовать понятия «статус» (собрание прав и обязанностей индивида) и «роль» (ожидаемое реализованное поведение члена группы) - динамический аспект статуса. Эту идею разрабатывали его последователи - Н. Гросс, А. Харе, Т. Ньюком и др.
Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник дают следующее определение статуса: «Статус - это неформальная социально-психологическая характеристика положения члена группы, степень его авторитетности для остальных участников группы».
Одна из важнейших характеристик статуса - престиж - своеобразная мера признания заслуг индивида. В системе групповых отношений необходимо также учитывать внутреннюю установку человека - личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как человек оценивает свое положение, уважение к себе со стороны других членов коллектива, свой авторитет и степень влияния на них.
Г. М. Андреева отмечает, что место человека в группе определяется не только его социометрическим статусом, но и тем, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений в группе. Кроме того, на статус члена группы влияет также статус самой группы.
Занятие 4-е. Тема: "Акция-реакция".
Цель — показать на примерах из жизни присутствующих, что многие их чувства, мысли и действия возникали лишь как реакция на больного химической зависимостью, в ответ на что-то. Необходимо стремиться от реакции к акции, т.е. к действиям, идущим от себя.
За годы жизни с химически зависимым человеком его близкие созависимые) привыкли в бол ...
Расстройства настроения и их мозговые механизмы
Изучение расстройств настроения началось еще в Древней Греции (так, термин «мания» был введен Гиппократом). К настоящему времени различают несколько видов аффективных расстройств. В классификации МКБ-10 выделяются депрессивное расстройство, маниакальное расстройство, биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз).
Распростра ...
Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.), который учил, что головной мозг есть "седалище души и сознания", и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-377 г. до н.э.), ...

