Материалы » Социальная психология » Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии

Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Страница 2

Так, О. Клайнберг и М. Завалони выяснили, что низкостатусные группы усваивают отрицательные установки господствующих социальных групп по отношению к ним, что ведет к понижению их собственной самооценки, поэтому, чтобы избежать психологического дискомфорта, человек может прибегать к «ложной» идентификации (начинает воспринимать себя как члена доминирующей группы).

Следующая категория, необходимая для описания групповых процессов - роль - нормативно заданный, одобряемый образец поведения человека, данный его положением в группе.

Г. Гибш, М. Форверг рассматривают два основных направления понимания социальной роли:

1) роль - это сумма ожиданий, которые группа вкладывает в носителя определенной позиции группы

2) роль - это шаблон поведения для определенных позиций.

Э. Гоффман считает, что роль - это осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом.

Из отечественных исследователей наиболее полное описание данного понятия дал Р. Х. Шакуров, определивший роль как социально типическую систему поведения, выработанную в данном обществе для выполнения определенных социальных функций.

Кроме того каждый член группы не просто выполняет свои функции, но и обязательно оценивается другими (то есть он занимает определенное положение в системе «групповых ожиданий»). Для определения этой системы в группе существуют важные образования: групповые нормы и санкции.

Наряду с понятиями «роль» и «статус» в социальной психологии широко используется термин «позиция». Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в системе отношений, от которого зависит степень формального влияния на мнения и поступки остальных членов группы.

По мнению Н. Д. Левитова, позиция, в отличие от статуса, выражает не внешние для личности условия, а внутренние отношения человека к статусу и своеобразие его деятельности в пределах статуса.

Рассмотрим, как разные исследователи изучали и описывали позиции людей в группе в зависимости от их статуса (так как любая групповая структура - ничто иное, как иерархия престижа и статуса членов группы).

Оказывается, положение, которое человек занимает в группе (то есть его статус), влияет на его личностные особенности и поведение.

Так, американские психологи Л. Мессе, Н. Керр, Д. Саттлер отмечают, что во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе (например, в экспериментах с учениками начальных классов было установлено, что выполнение роли подчиненного подрывает у детей самостоятельность в решении задач).

Проблемой детерминации положения детей в группе в отечественной социальной психологии в разное время занимались Л. В. Артемова, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, В. С. Мухина, Т. А. Репина и др.

В результате исследований выяснилось, что дети с преобладанием в поведении отрицательных форм доминирования и подчинения (драчливость, агрессивность, стремление, во что бы то ни стало подчинить другого, обидчивость) скорее имели неблагоприятное положение в группе сверстников. Большую успешность в межличностном взаимодействии и высокий статус получали дети с положительными формами доминирования в поведении (доброжелательное отношение, способность помочь, поддержать, организаторские способности).

Страницы: 1 2 3 4


Зрительные ощущения
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцирован­ные данные, притом огромного диапазона. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувствен ...

Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честност ...

Факторы, влияющие на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста
Факторы, влияющие на становление детской психики подразделяются на объективные (макросоциальные, микросоциальные и соматопсихические факторы) и субъективные (составляют внутреннюю логику развития, точнее - саморазвития ребенка, и включают специфику развития потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и самосо ...