Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной
психологииСтраница 2
Так, О. Клайнберг и М. Завалони выяснили, что низкостатусные группы усваивают отрицательные установки господствующих социальных групп по отношению к ним, что ведет к понижению их собственной самооценки, поэтому, чтобы избежать психологического дискомфорта, человек может прибегать к «ложной» идентификации (начинает воспринимать себя как члена доминирующей группы).
Следующая категория, необходимая для описания групповых процессов - роль - нормативно заданный, одобряемый образец поведения человека, данный его положением в группе.
Г. Гибш, М. Форверг рассматривают два основных направления понимания социальной роли:
1) роль - это сумма ожиданий, которые группа вкладывает в носителя определенной позиции группы
2) роль - это шаблон поведения для определенных позиций.
Э. Гоффман считает, что роль - это осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом.
Из отечественных исследователей наиболее полное описание данного понятия дал Р. Х. Шакуров, определивший роль как социально типическую систему поведения, выработанную в данном обществе для выполнения определенных социальных функций.
Кроме того каждый член группы не просто выполняет свои функции, но и обязательно оценивается другими (то есть он занимает определенное положение в системе «групповых ожиданий»). Для определения этой системы в группе существуют важные образования: групповые нормы и санкции.
Наряду с понятиями «роль» и «статус» в социальной психологии широко используется термин «позиция». Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в системе отношений, от которого зависит степень формального влияния на мнения и поступки остальных членов группы.
По мнению Н. Д. Левитова, позиция, в отличие от статуса, выражает не внешние для личности условия, а внутренние отношения человека к статусу и своеобразие его деятельности в пределах статуса.
Рассмотрим, как разные исследователи изучали и описывали позиции людей в группе в зависимости от их статуса (так как любая групповая структура - ничто иное, как иерархия престижа и статуса членов группы).
Оказывается, положение, которое человек занимает в группе (то есть его статус), влияет на его личностные особенности и поведение.
Так, американские психологи Л. Мессе, Н. Керр, Д. Саттлер отмечают, что во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе (например, в экспериментах с учениками начальных классов было установлено, что выполнение роли подчиненного подрывает у детей самостоятельность в решении задач).
Проблемой детерминации положения детей в группе в отечественной социальной психологии в разное время занимались Л. В. Артемова, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, В. С. Мухина, Т. А. Репина и др.
В результате исследований выяснилось, что дети с преобладанием в поведении отрицательных форм доминирования и подчинения (драчливость, агрессивность, стремление, во что бы то ни стало подчинить другого, обидчивость) скорее имели неблагоприятное положение в группе сверстников. Большую успешность в межличностном взаимодействии и высокий статус получали дети с положительными формами доминирования в поведении (доброжелательное отношение, способность помочь, поддержать, организаторские способности).
Стресс, причиной которого
является школьная система
Интересный принцип анализа школьной системы предлагают Льюис и Перки (1978). Они вводят понятия «школа-семья» и «школа-фабрика», противопоставляя их как в плане общей атмосферы и организации, так и в плане образа жизни и характера Я-концепции их «обитателелей»
Принцип «школы-фабрики» в своем крайнем выражении создает для, учащихся таку ...
Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действи ...
Стихийные группы и массовые движения
Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах.
Заражение как способ группового взаимодействия. Феномен заражения в современных обществах.
Внушение или суггестия как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритичном в ...

