Материалы » Социальная психология » Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии

Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Страница 3

В лаборатории Л. И. Божович было установлено, что существуют такие качества человека, которые в любом возрасте повышают его положение в системе личных взаимоотношений, а именно: привлекательная внешность, дружелюбие, уверенность в себе и др.

Оказалось, что для первоклассников наиболее значимы внешние данные и те качества, на которые обращает внимание учитель, для шестиклассников на первом месте - хорошая учеба и преданность в дружбе, а для старшеклассников опять на первый план выходит внешность, а также активность.

В зарубежных исследованиях также можно найти перечень черт, помогающих человеку скорее занять лидерскую позицию в группе. Например, президент Центра спортивной психологии США, занимающийся проблемами творческого лидерства, Дж. Андерсон считает, что дети, уверенные в себе, полагающиеся на собственное мнение, инициативные, добродушные, любознательные, с уважением относящиеся к взрослым и сверстникам, скорее становятся лидерами.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.

Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами. В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Итак, по итогам исследований были следующие основные характеристики групп:

· композиция (состав, т.е. сами члены группы);

· структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов)

Страницы: 1 2 3 4


Репрезентации
Репрезентации различают декларативные и процедурные. Декларативная репрезентация – мысленный образ желаемого объекта или цели. Образное представление объекта имеет картинный характер и субъективно переживается в виде некоторой симультанно (одновременно) заданной целостности. Процедурная репрезентация – это совокупность команд, автома ...

Поиск аналогий
Время проведения: 10 мин Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета о ...

Прием обращения к пониманию партнером третьих лиц.
Здесь уместны следующие фразы: "Вот и Иван Петрович так думает, вы же с ним согласны .", "А Петр Захарович мне говорил, что у вас с ним по этому поводу разногласий нет ." и т.д. ...