Материалы » Стресс и его влияние на вегетативную нервную систему » Влияние стресса на вегетативную нервную систему. Влияние стресса на деятельность внутренних органов

Влияние стресса на вегетативную нервную систему. Влияние стресса на деятельность внутренних органов
Страница 1

Первыми исследованиями влияния изменения эмоционального состояния на деятельность внутренних органов были эксперименты Брунсвика. Во время исследования испытуемым в желудок и двенадцатиперстную кишку вводились резиновые баллончики, при помощи которых регистрировалась активность пищеварительной системы. Далее испытуемый подвергался различным эмоциональным воздействиям, таким, как выстрел из пистолета, удар током, поднесение к лицу испытуемого крысы. Оказалось, что при действии раздражителя, вызывающего отчетливую эмоциональную реакцию, наблюдались также заметные изменения в деятельности желудочно-кишечного тракта, хотя у разных испытуемых реакция желудочно-кишечного тракта на эмоциональное возбуждение была различной: такие эмоции, как страх, ревность, разочарование, раздражение, боль, огорчение, вызывали ослабление мышечного напряжения стенок желудка и двенадцатиперстной кишки, удивление — усиление напряжения, а радость, восторг и изумление не вызывали никаких регистрируемых изменений [16].

Также изменение деятельности внутренних органов зависит и от модальности эмоциональных состояний, сопровождающих стресс. Повышение кровяного давления наступает в тех случаях, когда преобладает готовность к действию (напряжение, гнев); когда же, несмотря на наличие вредного фактора, человек не предпринимает никаких действий, когда он чувствует, что находится в безвыходном положении и испытывает чувство собственного бессилия, давление крови может понизиться. Также при отрицательных эмоциях снижается уровень сахара в крови, а при положительно окрашенном возбуждении, наоборот, повышается.

По результатам исследований Акса было выявлено, что эмоции страха и гнева влекут за собой различные изменения функционального состояния испытуемых. В состоянии гнева более значительно увеличивалось диастолическое давление, чаще наблюдались случаи временного замедления работы сердца и резкие изменения проводимости кожи, больше повышалось мышечное напряжение. Эмоция же страха сопровождалась более значительным повышением проводимости кожи, большим числом резких скачков (увеличения) мышечного напряжения, большим увеличением скорости дыхания.

Акс высказал предположение, что эмоция гнева сопровождается выбросом в кровь гормона норадреналина, а эмоция страха – адреналина, что и обуславливает эту разницу [16].

Однако ни данные Акса, ни теория мобилизации Кэннона не могут объяснить всех фактов в каждом конкретном случае. Наряду с неспецифическим реагированием, которое и изучалось данными авторами, в стрессе также существует и специфическая составляющая, изменяющая общие результаты в соответствии и с индивидуальными особенностями человека (например, при сильной устойчивости к стрессу), и с теми органами, на которые может направляться воздействие. Поэтому более точные данные можно получить тогда, когда каждая система органов рассматривается отдельно, изменения в ее функционировании не связаны с деятельностью организма в целом. Наиболее систематизировано эти данные представлены в работе Рейковского.

Наиболее заметны при возникновении эмоционального возбуждения изменения системы кровообращения. В основном это касается кровяного давления, просветов сосудов, частоты сердечных сокращений. Неожиданность, удивление, ожидание обычно вызывают кратковременное повышение кровяного давления, сужение сосудов в области живота, расширение сосудов скелетной мускулатуры и мозга, а иногда и учащение пульса. Эмоции, сопровождающие критические или угрожающие индивиду ситуации, а также болевые раздражители вызывают повышение кровяного давления. Сильные положительные эмоции могут стать причиной заметного повышения пульса, а состояние апатии и угнетенности, наоборот, понизить его.

Страницы: 1 2


Применимость результатов социально-психологического тренинга вне тренингового простанства
Поскольку тренинг ставит перед собой задачу воздействия на его участников, естественно, встает вопрос о том, как в дальнейшем скажется (и скажется ли) на участниках опыт СПТ. Практика применения СПТ в различных областях имеет тенденцию к расширению и росту. С учетом отставания теоретической базы СПТ от практики, проблема применимости ре ...

Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга р ...

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает проме ...