Эйдетизм

Существование индивидуальных различий памяти человека является само собой разумеющимся фактом. Но на протяжении многих лет внимание психологов привлекали особенности памяти людей, не встречающихся или редко встречающихся у всех других, с которыми психологу приходилось сталкиваться в условиях экспериментального исследования. Это явление исключительной, феноменальной памяти получило название эйдетизм

( от греч. «эйдос» - образ ). Эйдетизм– способность некоторых людей к сохранению и воспроизведению детального образа воспринятых ранее предметов и явлений.

ПРИМЕР: Российский психолог А.Р. Лурия исследовал особенности памяти некоего Шерешевского, чья способность запоминать и сохранять в памяти огромный словесный материал была действительно феноменальной. Шерешевский мог запомнить с первого предъявления десятки цифр, бессмысленных слогов, слов иностранного языка, которого он не знал, и на протяжении многих лет сохранять в памяти тот материал, который был им впервые воспринят и без изменения сохранен в памяти. Так, он способен был точно воспроизвести ряд, состоящий всего из двух слов – красный и синий, в случайном сочетании: красный, красный, синий, синий, синий, красный, красный, синий, синий, синий, синий, красный, красный, красный, синий, и т.д.

До настоящего времени нет возможности дать объяснение механизму феноменальной памяти отдельных людей. В тех случаях, когда эйдетизм сочетается с вычислительными способностями, эйдетик получает возможность работать со скоростью, производя вычисления, на которые неспособны компьютеры последних поколений.

ПРИМЕР: Молодой инженер Шелушков некогда участвовал в «соревновании» с компьютером «3-го поколения» и произвел вычисления очень сложные, существенно обогнав ЭВМ.

Однако феноменальная память не принадлежит к числу абсолютных условий успешности творческой деятельности человека. Память – лишь одно из них, но не единственное для осуществления продуктивного человеческого творчества. Конечно, если человек при прочих равных условиях обладает и редкой памятью, то это облегчает его путь к мастерству.

ПРИМЕР: По свидетельству современников, А.С.Пушкин особенно отличался необыкновенной памятью. Стоило ему два раза прочесть страницу какого-нибудь текста и он мог уже повторить его наизусть. Замечательной зрительной памятью обладал известный французский художник Густав Доре, великолепные иллюстрации которого к книгам Рабле, Сервантеса, Данте хорошо известны во всех странах. Удивительной памятью отличались многие писатели, художники, композиторы, политические деятели: Толстой, Левитан, Ге, Рахманинов, Моцарт, Балакирев, Суворов и многие другие.

Но можно назвать во много раз большее число людей, не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Не то чтобы у них была слабая память, а просто и самых обычных «объемов» и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески успешно и оригинально выполнять какую-либо деятельность, отвечающую их способностям.

Доведя это основное различие до конца, мы можем представить себе две теоретически самостоятельные и независимые друг от друга памяти. Первая регистрирует в форме образов-воспоминаний все события нашей повседневной жизни, по мере того как они развертываются во времени; она не пренебрегает никакой подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без всякой задней мысли о пользе или практическою применении, но просто в силу естественной необходимости становится она складочным местом для прошлого.


Что такое манипуляции и манипулирование людьми?
Если обратиться к этимологии термина "манипуляция", то, как считает Е. Л. Доценко, в метафорическом смысле её можно определить как "проделки, махинации", а манипулятора как "циркового артиста, выполняющего фокусы, основанные на ловкости рук". Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипул ...

Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...

Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии. Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубиншт ...