Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Эмпирическое исследование агрессивности младших подростков. Методика эмпирического исследования

Эмпирическое исследование агрессивности младших подростков. Методика эмпирического исследования

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов. Существует два подхода:

· Экспериментальный - позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей.

· Неэкспериментальный - позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.

Также рассматриваются различные методы для изучения агрессивного поведения:

· Опрос (архивные исследования, вербальная информация, анкеты, личностные шкалы, оценивание другими, проективные методы);

· Наблюдение агрессии (полевые наблюдения, натуральные наблюдения, межличностные конфронтации);

· Лабораторные наблюдения ("игровые" меры агрессии, измерение вербальной агрессии, прямая физическая агрессия).

В психодиагностике существует батарея тестов, направленная на выявление агрессивности:

· Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);

· Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера);

· 16 PF - опросник (тест Кэтелла);

· Опросник MMPI;

· Тест Люшера;

· Тест "Руки" (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).

Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. [35] Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя. Экспериментальные методики позволяют нам делать более точные выводы о причинно – следственных связях.

Цель

проведенного нами исследования состояла в изучении уровня агрессивности младших подростков, динамики агрессивности в период подросткового возраста, рассмотрение влияния уровня агрессивности на установление межличностных отношений в группе

Объект исследования

: агрессивность младших подростков.

Предмет исследования

: экспериментальное изучение уровня и вида агрессивности младших подростков.

Задачи исследования

: исследование уровня агрессивности испытуемых, выявление особенностей и выяснение причины возникновения агрессии в младшем подростковом возрасте, влияние уровня агрессивности на установление межличностных отношений в среде сверстников, взаимосвязь агрессивности и установления статусной позиции в группе, выявление особенностей и выяснение причины возникновения агрессии в младшем подростковом возрасте; выявление факторов, влияющих на подростковую агрессию, механизмы воздействия на агрессивное поведение и специфику проявления в поведении подростков; эмпирическое исследование агрессии младших подростков и разработка рекомендации по ее коррекции.

Методы исследования:

тестирование, социометрия, диагностирование, статистическая обработка данных, изучение продуктов деятельности и сравнительный анализ результатов.

Эмпирическое исследование проводилось на базе школы № 862 и №343 г. Москвы. На подготовительном этапе в ходе собеседования с педагогами было принято обследовать учащихся с агрессивными проявлениями поведения и сравнить с результатами исследования с подростками этого же возраста из другой школы. В соответствии с поставленной целью для эмпирического исследования в непосредственно экспериментальной работе приняли участие 124 подростка - учащиеся V и VI классов. Испытуемыми явились учащиеся двух 6-х классов и 5 класса школы № 862 г. Москвы в количестве 55 человек в возрасте 11-13 лет, а также учащиеся двух 6-х классов и 5 класса школы № 343 г. Москвы в количестве 69 человек.

Для проведения экспериментальной части, были подобраны следующие методики:

· Опросник Басса-Дарки

· Рисуночный тест " Несуществующее животное"

· "Социометрия"

Математическая обработка результатов измерений осуществлялась на основе анализа статистических параметров и последующего факторного анализа.


Органические ощущения
Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сер ...

Определение понятия «потребности»; классификация потребностей
Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам. Отсюда потребности, по отношению ...

Анализ результатов исследования
В ходе проведения анализа было опрошено 3 группы студентов первых курсов. Таким образом, общее количество участников опроса составляет 40 человек. 1. Группа 108 Эк-1. У 60,2% наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологической защиты – 5. проекция (форма замещения, способ защиты, при котором собственные бессозна ...