Результаты и их анализ. Особенности воспроизведения
слов испытуемыми подросткового возрастаСтраница 2
НЗ - непосредственное запоминание
КОЗ1 – картинно - опосредствованное запоминание
КО32
– картинно - опосредствованное запоминание (по предположению А.Н.Леонтьева, более трудное)
БОЗ – буквенно-опосредствованное запоминание
1 – мальчик
2 – девочка
Рис. 2. Индивидуальные показатели воспроизведения слов подростками во всех сериях (2006-2007 год)
На основании вышеприведенных результатов мы можем наблюдать следующую особенность: ни в одной из серий не было выявлено нулевых воспроизведений. Максимальное количество воспроизведений было обнаружено во второй серии, при картинном опосредствовании: три случая с воспроизведением 14 слов. В третьей серии результаты таковы: 5 из 10, (то есть половина) испытуемых воспроизвели 13 слов. При этом таблица и график позволяют заметить, что среднее значение по третьей серии (12,2) является относительно близким к среднему значению по второй серии (12,5). Если учесть, что третья серия отличалась от второй большей трудностью, как словесного ряда, так и подбором картинок, рассчитанным на более сложные формы связи их с запоминаемым материалом, то высокие показатели по воспроизведению в этой серии могут говорить о наличии у испытуемых подросткового возраста (12-14 лет) высокого уровня эффективности опосредствованного запоминания. Помимо этого, согласно таблице 4 и рисунку 2, наименее эффективным оказалось буквенное опосредствование (четвертая серия) - результаты запоминания в этом условии даже ниже, чем при непосредственном запоминании. Таким образом, мы (предварительно) можем говорить о том, что, согласно данным нашего пилотажного исследования, находит свое проявление наше предположение о том, что при использовании более сложного метода опосредствования (буквенного), эффективность запоминания может быть снижена по сравнению с другими условиями запоминания. Однако для дальнейшего сравнения и уточнения результатов обратимся далее к показателям исследования 2007-2008 года (см. табл. 5 и рис.3)
Таблица 5. Индивидуальные показатели воспроизведения слов подростками во всех сериях (8 класс, 2007-2008 год)
Ф. И. |
Возраст |
Пол |
Серия 1 (НЗ) |
Серия 2 (КОЗ1) |
Серия 3 (КОЗ2) |
Серия 4 (БОЗ) |
1) З.Н. |
13 |
2 |
5 |
14 |
11 |
0 |
2) Б.К. |
14 |
2 |
7 |
13 |
14 |
6 |
3) Т. А. |
14 |
2 |
6 |
10 |
5 |
3 |
4) К. П. |
14 |
1 |
8 |
13 |
12 |
6 |
5) П. С. |
14 |
1 |
9 |
14 |
14 |
11 |
6) К. О. |
14 |
2 |
8 |
15 |
14 |
7 |
7) М. М. |
14 |
1 |
7 |
11 |
13 |
8 |
8) С. Р. |
14 |
1 |
9 |
13 |
8 |
2 |
9) А. Н. |
15 |
2 |
7 |
15 |
14 |
3 |
10) Л.С. |
14 |
1 |
9 |
12 |
9 |
7 |
11) К. Д. |
14 |
1 |
5 |
14 |
11 |
5 |
12) Д. И. |
14 |
2 |
6 |
11 |
11 |
11 |
13) С. Д. |
14 |
1 |
8 |
14 |
14 |
5 |
14) И. А. |
14 |
1 |
7 |
11 |
13 |
4 |
15) В. С. |
15 |
2 |
10 |
13 |
14 |
6 |
16) С. А. |
15 |
2 |
4 |
12 |
10 |
6 |
17) О. Н. |
15 |
2 |
11 |
14 |
14 |
8 |
Среднее значение |
14,1 |
- |
8,9 |
12,9 |
11,8 |
5,7 |
Упражнения на развитие гибкости мышления:
Время проведения: 15 мин
I.
Изменение привычных временных связей
1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).
2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — ...
Прием демонстрации авторитетной позиции, приближения позиции коммуникатора
к партнеру.
Это ответ на властное рукопожатие партнера, показ знаний в интересующей области, общие знакомые, опыт человека в той или иной области и т.д. ...
Теоретические основы проблемы влияния родительского
контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста. Основные подходы к изучению
нравственной сферы в зарубежной и отечественной пс
Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.
Нравственность – это ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни; это система принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. [33]
Нравственность – это характеристика психологич ...