Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы

Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы
Страница 4

, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.

Раздражительность

(устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность

(устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации) являются чертами личности, способной на агрессию.

Так как страх или тревога сдерживают агрессию, люди, склонные к подобным реакциям — наиболее остро чувствующие опасность, — зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Часто причины уязвимости лежат в собственном отношении этих людей к жизни. "Жертвенный" стиль поведения формируется с детства как особенность характера. В поведении преобладают покорность, непереносимость одиночества, поиск новых отношений как источника интереса и самоутверждения. В обыденной жизни для таких людей более естественно быть ведомыми. Они легко полагаются на лидера и в критических ситуациях предпочитают следовать советам других. В сфере эмоций у них доминируют чувство неуверенности в себе, тревожность, страх и, отсюда, чрезмеренная потребность в любви, поддержке, защите. Они часто ощущают себя неловко, скованно, зажато, беспомощно. Эти люди боятся потерять поддержку или одобрение. Они склонны излишне романтизировать взаимоотношения с другими людьми, при этом думая о собственной малоценности, предпочитают одного человека большому количеству людей, преданность, подчиняемость и служение ему, привязанность к нему, испытывают дискомфорт при разлуке с ним, боязнь разрыва отношений. И при этом они часто убеждены в том, что успехи или неудачи зависят, в основном, от таких внешних сил как везение, счастливый случай, судьба. Таким образом, низкая тревожность, отсутствие чувства страха

и уверенностьв своих поступках отличает личность агрессора. Исследования подтвердили предположение о том, что чувство стыда

напрямую связано с гневом и агрессией: чем чаще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию.

В качестве аффектирующих психологических характеристик обычно рассматриваются также предвзятость атрибуций враждебности -

тенденция усматривать враждебность в чужих действиях и убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы (локус контроля

). О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности детей:

1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае - защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.

2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ
Многие авторы указывают проблему определения и изучения долговременного эффеков СПТ как одну из важных и интересных проблем в рамках развития группового движения. Но, к сожалению, в силу многочисленных трудностей исследования в данной области практически не велись. "Данных о соотношении кратковременного и долговременного эффекта С ...

Самооценка подростков
Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход от копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. С помощью особой деятельности (самопознания) у подростка и формируются критерии самооценки. Основной формой самопознания подростка является сравнения себя с другими людьми - взрослыми, све ...

Экономическая часть. Оценка эффективности внедрения компьютерных технологий в профориентационной работе
Важной задачей для профконсультанта является повышение эффективности диагностирования с помощью компьютерных технологий. Гипотеза работы: необходимо выяснить, снижается ли время, затрачиваемое профконсультантом на обсчет данных. Оценивать эффективность работы можно с помощью сравнения использования бланковых методик с компьютерными. Д ...