Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические
подходыСтраница 2
· Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
· социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Берковиц рассматривал эмоциональные и когнитивные процессы лежащие в основе агрессивного поведения. Согласно теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Берковиц считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Агрессия часто является результатом холодного без эмоционального расчета, и тогда ее лучше всего называть целенаправленной или же инструментальной, но никак не эмоциональной. Агрессия задействует важные когнитивные процессы или же их компоненты, такие как память, мышление, установки и атрибуции и, конечно же, в значительной степени агрессивное поведение.[6] Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии.[10]
В имеющихся публикациях по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии:
1 наследственно – характерологические (наследственно – конституциональная предрасположенность к агрессии; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
2 биологические факторы (агрессивность связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
3 некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
4 влияние социального окружения.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:
- Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
- Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
- Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.
Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в фрустрационную теорию. Фрустрацию
принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии. Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии. Фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению, скорее создают готовность к агрессивным действиям. Средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом приобретают свойство провоцировать агрессию, посредством процесса, сходного с классической выработкой условных рефлексов.
Упражнения на развитие гибкости мышления:
Время проведения: 15 мин
I.
Изменение привычных временных связей
1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).
2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — ...
Приложение 2
Список класса класс 5А
№
Ф.И.О.
Дата рожд.
Родители
Домашний адрес
Телефон
1
Андронова Елизавета Сергеевна
26.08.97
Сергей Николаевич Елена Алексеевна
Строителей 23-22
3-78-22
2
Атрохова Диана Николаевна
16.01.97
Наталья Михайловна
Заводская 6-514
2-71-30 (вахта)
3
Боров ...
Исследование Я-концепции
и способности в возникновении стресса
До начала 50-х гг. психологи и педагоги практически не занимались систематическим изучением факторов, влияющих на учебную деятельность школьников. Они были так поглощены новой занимательной игрой в измерение интеллекта, что все их усилия сосредоточились исключительно на выявлении интеллектуальных предпосылок обучаемости. Такие факторы, ...

