Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы

Причины агрессивности, ее виды и механизм действия Основные теоретические подходы
Страница 3

К ослаблению агрессивного побуждения приводят, успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии. Невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, их наличие необходимо для возникновения агрессивных намерений. Повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуационных факторов, и от его эмоциональной реакции на них.[6]

Второй и намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация

. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами. Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.[10]

Характеристики объекта

агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивной реакции.

По всей видимости, весьма мощным «посылом к агрессии» являются «сторонние наблюдатели»

. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.

Повышению вероятности возникновения агрессии способствуют некоторые внешние особенности среды

или ситуации - средовые стрессоры.

Берковиц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что наблюдение насилия в масс-медиа (кино, видео и т.д.) будет способствовать агрессии: 1. Увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии. 2. Зритель отождествляет себя с агрессором. 3. Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. 4. Наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими. [6]

Такие внешние факторы, как например, шум, усиливая возбуждение, может способствовать возрастанию агрессии; теснота (скученность) также способна спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).

Несмотря на то, что во многих случаях ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое воздействие, можно выделить различные черты личности, психофизиологические особенности человека

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ результатов исследования
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр–показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т–критерию Стьюдента. Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место ...

Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника пред ...

Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов.
Обратим внимание на тот факт, что в реальной практике общения соотношение сознательных и бессознательных феноменов проявления психического особое. В рамках вышеназванных функций общения, при осуществлении приема-передачи информации, реализации управленческих функций и обмена в эмоциональной сфере, значимость бессознательного компонента ...