Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной работы

Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной работы
Страница 6

При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий, отвечающий определённым установленным нормативам уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др.

Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т.д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы.

Профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.). Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке.

Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов.

Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить ее тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения. Выделяют три ее этапа: подготовка, проведение и подведение итогов экскурсии.

В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование. Оно позволяет провести ее в соответствии с поставленными целями. Планируют экскурсии в начале учебного года. При этом внимательно изучают школьную программу по труду, в которой определен не только объем знаний, подлежащих усвоению учащимися каждого класса, но и даны указания о характере изучаемого в ходе экскурсии объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прием нейтрализации настороженности, успокоение партнера (умение критиковать, спорить).
Умение критиковать является одним из основных элементов общения руководителя. Сама по себе критика является довольно болезненным элементом воздействия на подчиненного. Критика направлена на изменение какой-то составляющей в структуре личности подчиненного, а личность структура довольно статичная и подобное воздействие воспринимает болез ...

Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений р ...

Активное слушание
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию. Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов. Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрен ...