Основные направления в работе психолога » Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога

Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога

Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун и Н.С. Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации» (с.153). Соглашаясь с таким подходом, мы, кроме того, считаем, что психологическая помощь может быть оказана и тем, кто стремится стать более продуктивным и результативным в своей деятельности и жизнедеятельности. анонимные советы психолога онлайн

В этическом кодексе Российского психологического общества (РПО) используется понятие «психологическая поддержка», которая определяется как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Психологическая поддержка, как отмечают разработчики Этического кодекса РПО, осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Большинство специалистов в качестве основных видов психологической помощи и поддержки рассматривают психотерапию и психологическое консультирование, а также психопрофилактику, психологическое просвещение, индивидуальную и групповую психотерапию, тренинги и др.

Нам предстоит последовательно рассмотреть основные направления деятельности практико-ориентированного психолога, представленные в подходе Г.С. Абрамовой:

· психопрофилактику, психогигиену и психологическое просвещение,

· психологическую диагностику,

· психокоррекцию,

· психологическое консультирование,

· психотерапию.

В ходе данной лекции остановимся на характеристике психопрофилактики, психогигиены и психологического просвещения.

Психогигиена и психопрофилактика – два взаимосвязанных направления. Психогигиена - область практической психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и соматических заболеваний и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного, учебного и пр.). Психопрофилактика - система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

Задачами психопрофилактики являются: снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека.

В частности, профилактика предполагает:

1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»);

2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации;

3) подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работу.


Теория и практика социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. «Двойной статус» социальной психологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а та ...

Методики исследования и исследуемые группы
Методы: Для исследования представления о себе и определения отношения к собственному Я, а так же для определения самооценочного отношения к людям мы использовали следующие методики: • Методика исследования самоотношения (МИС; Р.С.Пантелеев) [56] Назначение теста: Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Многомерный ...

Влияние процессов глобализации на социально-трудовые отношения
Глобализация меняет всю систему общественных отношений, и в том числе социально-трудовых как элемента этой системы. Качественно изменяется система интересов и ценностных ориентиров общественного развития, интересов и ценностей в сфере труда. Работники видят друг в друге не враждебно настроенных конкурентов, но мирных партнёров. Рынок тр ...