Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ

Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ

Многие авторы указывают проблему определения и изучения долговременного эффеков СПТ как одну из важных и интересных проблем в рамках развития группового движения. Но, к сожалению, в силу многочисленных трудностей исследования в данной области практически не велись.

"Данных о соотношении кратковременного и долговременного эффекта СПТ у нас немного", – пишут М.Мейгас, Г.Пихо и М.Сеэт [76, 27] – "…видно, что большинство исследователей ограничиваются измерением кратковременного эффекта. Фиксирование долговременного эффекта затруднено, потому что нужно сохранять контакт с тренируемым на длительное время после СПТ".

Рудестам [104] также указывает на недостаточность данных об отдаленных последствиях группового опыта. "Данные исследователей, подтверждающие получения опыта, довольно велики и в подавляющем большинстве положительные. Гибб (1971) и Роджерс (1970) цитируют исследования, в которых показано, что опыт участия в группе помогает исследовать чувства, повышает сензитивность в межличностных отношениях, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Проблема продолжительных поведенческих изменений, которые происходят после приобретения группового опыта, требует глубокого изучения. Однако сторонники группового движения утверждают, что даже временные изменения имеют значительную ценность, так как демонстрируют саму возможность изменений" [104, 112].

Харрисон (по [145]) критикуя СПТ, выражает мнение, что после окончания группового тренинга сохраняется мало позитивных изменений, и возникают они только тогда, когда члены группы общаются между собой. Отсюда вытекает важная проблема – переносится ли опыт тренинга на повседневную жизнь или эффект проявляется только в лабораторных условиях? Выявлена такая закономерность: активное участие в процессе тренинга и наибольшее изменение своего поведения в это время дает возможность наиболее длительное время извлекать пользу из полученного опыта. То есть сохранение усвоенных навыков зависит от самого тренируемого, его активности и готовности изменять свое поведение.

С другой стороны, уже при построении программы тренинга нужно учитывать особенности той среды, в какую тренируемый попадает после тренинга.

Исследование Аргириса показывает, что положительные изменения сохранялись 6 месяцев, а на протяжении 10 месяцев после окончания тренинга остаются лишь слабые следы полученных навыков [144].

Шутц и Аллен стоят на противоположной точке зрения – позитивные изменения растут и закрепляются со временем. Через 2-4 месяца после тренинга эффект может оказаться более значительным, чем непосредственно после СПТ [145].

"Ясно одно: при установлении долговременного эффекта СПТ целесообразно перейти от оценки среднегруппового эффекта к оценке индивидуального эффекта у каждого тренируемого. Это позволит выявить те внешние условия и личностные свойства тренируемого, от которых зависит сохранение и увеличение психологического эффекта после СПТ" [152, 13].


Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии XX века. Объективнее условия возрастания значения малых групп в общественной жизни. Основные вехи истории изучения малых групп в социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп. Традиции в социологическом и социально-психо ...

Анализ содержание программы «История развития рок-музыки»
1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл как сплав «белой» и «черной» музыки. Билл Хейли, Элвис Пресли и др. 2. Британский рок. «Биттлз» – творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки. 3. Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б. Дилан, его влияние на творчество «Биттлз». 4. Стили рок-музыки. Па ...

Понятие, значение и структура Я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феном ...