Материалы » Эффекты социально-психологических тренингов » Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ

Проблема изучения долговременных эффектов, сохранение эффектов СПТ

Многие авторы указывают проблему определения и изучения долговременного эффеков СПТ как одну из важных и интересных проблем в рамках развития группового движения. Но, к сожалению, в силу многочисленных трудностей исследования в данной области практически не велись.

"Данных о соотношении кратковременного и долговременного эффекта СПТ у нас немного", – пишут М.Мейгас, Г.Пихо и М.Сеэт [76, 27] – "…видно, что большинство исследователей ограничиваются измерением кратковременного эффекта. Фиксирование долговременного эффекта затруднено, потому что нужно сохранять контакт с тренируемым на длительное время после СПТ".

Рудестам [104] также указывает на недостаточность данных об отдаленных последствиях группового опыта. "Данные исследователей, подтверждающие получения опыта, довольно велики и в подавляющем большинстве положительные. Гибб (1971) и Роджерс (1970) цитируют исследования, в которых показано, что опыт участия в группе помогает исследовать чувства, повышает сензитивность в межличностных отношениях, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Проблема продолжительных поведенческих изменений, которые происходят после приобретения группового опыта, требует глубокого изучения. Однако сторонники группового движения утверждают, что даже временные изменения имеют значительную ценность, так как демонстрируют саму возможность изменений" [104, 112].

Харрисон (по [145]) критикуя СПТ, выражает мнение, что после окончания группового тренинга сохраняется мало позитивных изменений, и возникают они только тогда, когда члены группы общаются между собой. Отсюда вытекает важная проблема – переносится ли опыт тренинга на повседневную жизнь или эффект проявляется только в лабораторных условиях? Выявлена такая закономерность: активное участие в процессе тренинга и наибольшее изменение своего поведения в это время дает возможность наиболее длительное время извлекать пользу из полученного опыта. То есть сохранение усвоенных навыков зависит от самого тренируемого, его активности и готовности изменять свое поведение.

С другой стороны, уже при построении программы тренинга нужно учитывать особенности той среды, в какую тренируемый попадает после тренинга.

Исследование Аргириса показывает, что положительные изменения сохранялись 6 месяцев, а на протяжении 10 месяцев после окончания тренинга остаются лишь слабые следы полученных навыков [144].

Шутц и Аллен стоят на противоположной точке зрения – позитивные изменения растут и закрепляются со временем. Через 2-4 месяца после тренинга эффект может оказаться более значительным, чем непосредственно после СПТ [145].

"Ясно одно: при установлении долговременного эффекта СПТ целесообразно перейти от оценки среднегруппового эффекта к оценке индивидуального эффекта у каждого тренируемого. Это позволит выявить те внешние условия и личностные свойства тренируемого, от которых зависит сохранение и увеличение психологического эффекта после СПТ" [152, 13].


Занятие 6-е. Тема: "Родительская семья".
Цель — поработать над незавершенными делами нашего детства, т.е. над родительскими наставлениями, которые следует критически "пересмотреть и простить родителям обиды. Мы все — дочери и сыновья. Обсуждаем наши взаимоотношения с Родителями, и не имеет значения, живы они сейчас или уже нет. Власть родителей над нами не прекращается с ...

Заключение.
Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: · · Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности. · · Конкретизаци ...

Причины межпоколенных конфликтов
Конфликт между поколениями социологами рассматривается как возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам, как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным ...