Материалы » Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками » Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной работы

Основные направления профессиональной ориентации и психологической поддержки. Формы и методы проведения профориентационной работы
Страница 5

4) выставки передового опыта;

5) встречи со специалистами и передовиками производства;

6) участия в днях открытых дверей в СПТУ и других профессиональных учебных заведениях;

7) тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы.

Ведущей формой организаций профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока в зависимости от его содержания решают следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, инициативы и научного мышления; воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций: справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приёму на работу и учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии школьником, они рассчитаны на длительный период времени, предполагают систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой области деятельности, которой будут больше соответствовать психофизиологические данные избирающего его.

Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При этом если у претендента на данный вид профессиональной деятельности обнаруживается отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Наоборот, подлинный гуманизм заключается в том, чтобы оградить молодого человека от нежелательных, возможно серьёзных последствий стихийного отбора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Большие и малые группы. Проблемы группы в социальной психологии
Проблемы группы – один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений р ...

"Вы-техника”.
Пока эмоциональная напряженность собеседника не снята и не сформировано поле взаимного интереса, говорить рекомендуется о вещах, составляющих область позитивных интересов партнера. ...

Упражнение «Телефон»
Время проведения: 10 мин Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть г ...