Личность и социализацияСтраница 3
В процессе исследований было предложено три основные теории конформности: теория неформального социального общения Л. Фестингера, теория социального сравнения Л. Фесингера и теория М. Дойча и Г. Джерарда о различиях между неформальным и нормативным социальным влиянием. В рамках исследования конформности Г. Келман описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация – представленные в других исследованиях в качестве механизмов социализации. В случае подчинения позиция другого лица или группы носит внешний характер и неустойчива. Идентификацию Г. Келман рассматривает как следующий по значимости уровень конформности, различая классическую идентификацию (субъект стремиться частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу симпатии и наличия у агента желаемых черт) и в форме реципрокно-ролевого отношения (каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера). При интернализации элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта.
Как правило, в социальных науках механизмы социализации становятся предметом обсуждения, когда обсуждается первичная социализация, т. е. социализация ребенка. В этой связи имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения взрослого, а идентификацией - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей, как своих собственных. В настоящее время все чаще появляются исследования, описывающие действие такого механизма социализации как интерпретация (А. Н. Славская, М. И. Воловикова и др.). Поскольку основным условием интерпретации оказалась способность к обобщению, на основе которой возможно сделать интерпретационный вывод, данный механизм социализации более активно действует при развитом теоретическом мышлении (начиная с подросткового возраста). К механизмам, позволяющим реализовать третью функцию социализации – изменение социального опыта – мы относит такой механизм как социальное экспериментирование (см. таблицу 2).
Таблица 2
Механизмы социализации
с точки зрения активности - пассивности и эмоционального - рационального включения субъекта в процесс социализации
|
Конструкты |
Эмоциональное |
Эмоциональное, и рациональное |
Рациональное |
|
Активность субъекта социализации |
Интерпретация, социальное экспериментирование |
Заимствование (или подражание) | |
|
Пассивность объекта социализации |
Заражение |
Идентификация и интернализация |
Подчинение |
|
Конформизм | |||
В социальной психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание.
Е. П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности:
1) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;
"Воришки" и
"консерваторы" в животном и человеческом мире
К огорчению родителей, их совсем маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не что-то им нужное, а для других не существенное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детские психологи давно поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Ребе ...
Деловая игра
Деловая игра чаще всего применяется для решения организационно-производственных задач как непосредственно на предприятиях и в учреждениях, так и при подготовке и переподготовке руководящих и инженерных кадров [2].
Историю их возникновения специалисты возводят к 1932 году, когда М. М. Бирштейн провела в Ленинграде деловую игру по органи ...
Прием обращения за помощью.
Помощь со стороны другого человека подразумевает его преимущество в чем-то. Здесь можно вспомнить высказывание французского философа Ларошфуко: " Если вы хотите приобрести врагов, дайте друзьям почувствовать свое превосходство над ними, а если вы хотите приобрести друзей, дайте врагам почувствовать их превосходство над вами." ...

