Материалы » Социальная психология » Личность и социализация

Личность и социализация
Страница 3

В процессе исследований было предложено три основные теории конформности: теория неформального социального общения Л. Фестингера, теория социального сравнения Л. Фесингера и теория М. Дойча и Г. Джерарда о различиях между неформальным и нормативным социальным влиянием. В рамках исследования конформности Г. Келман описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация – представленные в других исследованиях в качестве механизмов социализации. В случае подчинения позиция другого лица или группы носит внешний характер и неустойчива. Идентификацию Г. Келман рассматривает как следующий по значимости уровень конформности, различая классическую идентификацию (субъект стремиться частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу симпатии и наличия у агента желаемых черт) и в форме реципрокно-ролевого отношения (каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера). При интернализации элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта.

Как правило, в социальных науках механизмы социализации становятся предметом обсуждения, когда обсуждается первичная социализация, т. е. социализация ребенка. В этой связи имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения взрослого, а идентификацией - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей, как своих собственных. В настоящее время все чаще появляются исследования, описывающие действие такого механизма социализации как интерпретация (А. Н. Славская, М. И. Воловикова и др.). Поскольку основным условием интерпретации оказалась способность к обобщению, на основе которой возможно сделать интерпретационный вывод, данный механизм социализации более активно действует при развитом теоретическом мышлении (начиная с подросткового возраста). К механизмам, позволяющим реализовать третью функцию социализации – изменение социального опыта – мы относит такой механизм как социальное экспериментирование (см. таблицу 2).

Таблица 2

Механизмы социализации

с точки зрения активности - пассивности и эмоционального - рационального включения субъекта в процесс социализации

Конструкты

Эмоциональное

Эмоциональное, и рациональное

Рациональное

Активность

субъекта социализации

Интерпретация, социальное экспериментирование

Заимствование (или подражание)

Пассивность объекта социализации

Заражение

Идентификация и интернализация

Подчинение

Конформизм

В социальной психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание.

Е. П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности:

1) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологические теории мотивации власти
Рассмотрим подробно наиболее известные теории мотивации власти. Стремление к власти в теории А.Адлера. Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера, - основная движущая сила поведения и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором п ...

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, обществе ...

Средства общения
Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам: - речевой (вербальный); - неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения вх ...