Материалы » Социальная психология » Личность и социализация

Личность и социализация
Страница 4

2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.

Выделение Е. П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса.

Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть, если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. Также результатом процесса «статусной» социализации является формирование определенного самосознания и социальной идентичности личности.

Рассмотрим более подробно классификацию различных видов социализации с точки зрения предложенных идей относительно ее нормативного, группового и деятельностного измерения (см. таблицу 3).

В данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие – внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. п.

В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически бывают вытеснены в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т.п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.

Таблица 3

Классификация различных видов социализации

в психологическом прочтении

Основы классификации для выделения различных видов социализации

Виды социализации

1 тип

Культурно-заданные нормативы соответствия, понятие «возрастная норма психосоциального развития»

Возрастная социализация

Возрастная социализация является основой для определения развития других видов социализации индивида

2 тип

На основе включения в социальные группы и групповые нормы

предписанный

статус

Гендерная, этническая, гражданская социализации

приобретенный статус

Профессиональная социализация

(другие «субкультурные» виды)

Социализация на основе принадлежности к различным социальным группам определяет характер включения в ту или иную деятельность избранной группы, т.е определяет характер «деятельностной» социализации

3 тип

Социализация на основе включения в деятельность социальной группы

(«деятельностная» социализация)

Политическая, экономическая, правовая социализации

Страницы: 1 2 3 4 5


Дневник
Дата Течение болезни. Лечение. 24.03.08. Состояние больной удовлетворительное. Поведение спокойное, в стационаре адаптирована, контактна. Объективно: АД 110/70, тоны сердца ясные, ритмичные; дыхание везикулярное, хрипов нет. Печень по краю реберной дуги, стул и мочеиспускание не нарушены. - Пирацетам 20%-5мл 1р/д, в/ ...

Спорт рождает характер. Цель
Цель – это то, к чему стремятся для удовлетворения своих потребностей. Быть оторванным от реальной жизни при осознании цели – значит, не видеть цели и своей перспективы. Начинающий спортсмен или физкультурник обязан глубоко вникнуть в суть основных целей и задач советской системы физического воспитания. Юноша или девушка, пришедшие в сп ...

Структура конфликта
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выст ...