Личность и социализацияСтраница 4
2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.
Выделение Е. П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса.
Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть, если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. Также результатом процесса «статусной» социализации является формирование определенного самосознания и социальной идентичности личности.
Рассмотрим более подробно классификацию различных видов социализации с точки зрения предложенных идей относительно ее нормативного, группового и деятельностного измерения (см. таблицу 3).
В данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие – внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. п.
В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически бывают вытеснены в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т.п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.
Таблица 3
Классификация различных видов социализации
в психологическом прочтении
|
Основы классификации для выделения различных видов социализации |
Виды социализации | ||
|
1 тип |
Культурно-заданные нормативы соответствия, понятие «возрастная норма психосоциального развития» |
Возрастная социализация | |
|
Возрастная социализация является основой для определения развития других видов социализации индивида | |||
|
2 тип |
На основе включения в социальные группы и групповые нормы |
предписанный статус |
Гендерная, этническая, гражданская социализации |
|
приобретенный статус |
Профессиональная социализация (другие «субкультурные» виды) | ||
|
Социализация на основе принадлежности к различным социальным группам определяет характер включения в ту или иную деятельность избранной группы, т.е определяет характер «деятельностной» социализации | |||
|
3 тип |
Социализация на основе включения в деятельность социальной группы («деятельностная» социализация) |
Политическая, экономическая, правовая социализации | |
Техника “Втягивание в
диалог”.
Определяет меру Вашей инициативы в диалоге. Если Вы будете говорить преимущественно сами, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику должны побуждать его высказываться. Обмен репликами нужно стараться уравновешивать. Как это сделать? Учитывать в начале разговора позитивные интересы собеседника. Ссылаться на людей, ...
Экспериментальные исследования
В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии.
Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 страницы?»
R1: 10
R2: 3
R3: не все цифры
R4: пустые страницы (0 цифр)
R5: словами
R6: дурацкая задача, нужны ...
Характер
Черту личности
понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок (стилевых особенностей поведения).
Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, ко ...

