Материалы » Социальная психология » Личность и социализация

Личность и социализация
Страница 4

2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.

Выделение Е. П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса.

Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть, если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. Также результатом процесса «статусной» социализации является формирование определенного самосознания и социальной идентичности личности.

Рассмотрим более подробно классификацию различных видов социализации с точки зрения предложенных идей относительно ее нормативного, группового и деятельностного измерения (см. таблицу 3).

В данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие – внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. п.

В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически бывают вытеснены в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т.п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.

Таблица 3

Классификация различных видов социализации

в психологическом прочтении

Основы классификации для выделения различных видов социализации

Виды социализации

1 тип

Культурно-заданные нормативы соответствия, понятие «возрастная норма психосоциального развития»

Возрастная социализация

Возрастная социализация является основой для определения развития других видов социализации индивида

2 тип

На основе включения в социальные группы и групповые нормы

предписанный

статус

Гендерная, этническая, гражданская социализации

приобретенный статус

Профессиональная социализация

(другие «субкультурные» виды)

Социализация на основе принадлежности к различным социальным группам определяет характер включения в ту или иную деятельность избранной группы, т.е определяет характер «деятельностной» социализации

3 тип

Социализация на основе включения в деятельность социальной группы

(«деятельностная» социализация)

Политическая, экономическая, правовая социализации

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности». Описание метода
Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов – утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных – личностных шкал и 2 контрольные шкалы). Основные шкалы опросника характеризуют полярные личностные свойства, играющие определенную роль в развитии неврозов, неврозоподобных и психосоматических расстройств. Конт ...

Вывод
В нашем исследовании приняло участие 81 человек учеников 11 классов школ №1 и№14 города Бугульма. При изучении результатов исследования пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась. В ходе эксперимента было выявлено, что в данных коллективах преобладают высокие статусы, , большинство членов коллективов имеют благоприятные условия дл ...

Менструальные фазы как специфика женского организма
Первая менструация, которую девочка переживает в возрасте 11-13 лет, происходит на фоне общей перестройки организма, начавшейся года за два до этого (о чем можно судить по активному росту и появлению вторичных половых признаков). Но именно появление менструаций является переломным моментом в жизни девочки, заставляющим ее остро почувств ...