Материалы » Социальная психология » Личность и социализация

Личность и социализация
Страница 2

В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. О. Г. Брим, автор данной идеи, следующим образом представлял различия между социализацией детей и взрослых:

1) социализация взрослых преимущественно изменяет их внешнее поведение, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации;

2) взрослые могут оценивать нормы, которые им предлагаются, а дети некритично усваивают их;

3) социализация взрослых требует понимания социальных иерархий;

4) социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками, а социализация детей формирует преимущественно мотивацию их поведения.

Попытки создать стадиальную систему социализации строились не только на логике возрастных изменений и решения психосоциальных задач индивида, но и, например, на включении его в трудовую деятельность. Согласно этому взгляду, следует различать дотрудовую, трудовую, и послетрудовую социализацию. Дотрудовая социализация включает в себя раннюю социализацию в дошкольном детстве, стадия обучения захватывает юность, непосредственно трудовая стадия – для зрелых взрослых, а послетрудовая стадия объединяет тех, кто вышел на пенсию.

Существует также представление характеристик содержания социализации как предмета исследования в контексте той или иной научной дисциплины. Стадию освоения человеком системы социальных отношений и норм, реализуемую в процессе вхождения человека в социальные группы, изучает социология. Стадию, характеризующуюся межличностными связями (положение в группе, групповые роли и т. п.), изучает социальная психология. Стадию, связанную с процессом духовного обогащения личности, развитием ее способностей и индивидуального опыта на основе опыта социального и всей системы социальных отношений, изучает целый ряд гуманитарных дисциплин. Тем не менее, попытка расчленить во времени процесс вхождения в социальную структуру, в систему межличностных отношений и процесс внутреннего обогащения, развития самоутверждения личности, по мнению некоторых исследователей, не обоснована.

Степень нормативного воспроизводства социального знания отражает понятие «социализированность», которое дает представление о наличии личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение, или процесс социальной адаптации индивида. Фактически социализированность показывает готовность к переходу на следующую стадию социального развития. Однако акцент исключительно на функцию воспроизводства культуры в процессе социализации не позволяет понять, как происходит социальное развитие в исторической перспективе, почему и как развивается общество.

К механизмам социализации относят способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт: подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптацию, заимствование, руководство и т. д. Поиски наиболее адекватного представления механизмов социализации приводят исследователей к гибкому использованию идеи механизма в социальном развитии личности. Так Б. Д. Парыгин, анализируя механизмы социализации, рассмотрел взгляды Г. Хибша и М. Форверга, которые описали три основных механизма формирования установки в процессе усвоения социального опыта: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление, инструктирование.

Ведущим механизмом, обеспечивающим нормативное поведение, в зарубежной социальной психологии называют конформизм. В отличие от конформизма как механизма, конформность – характеристика податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшей им позицией большинства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Профессиональная ориентация учащихся. Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий. Анал ...

Психопатия
Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера. По П. Б. Ганнушкину, "психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким ...

Коррекция при РДА
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста). Лечебная помощь Лечебная помощь должна строится на базе индивидуальной клинической верификац ...