Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму

Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Страница 1

Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи.

Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку. Обозначим эти особенности: утомленный, сонный (часто опухший) вид; склонность к кражам вследствие постоянного голода; задержка роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии; привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в т.ч. в неуемной потребностью в ласке и внимании; проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием; трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости; пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленное низкой самооценкой; делинквентность и мастурбации и т.д.

Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова также включают в характерные особенности поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения стереотипные движения (как это бывает при синдроме психического госпитализма); замкнутость, отсутствие желания общаться, стремление к одиночеству; желание идти вместе с чужим человеком;

Диагностика особенностей поведения детей, живущих в ситуации психологического насилия, позволила Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонову выявить следующие характерологические особенности психического состояния ребенка: длительно сохраняющееся подавленное состояние; чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумение общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т.д.

Они считают, что отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей. Это приводит к различным нарушениям в аффективной, когнитивной и познавательной сферах, во взаимоотношениях со сверстниками. В аффективной сфере нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке. В когнитивной сфере нарушения связаны с задержкой интеллектуального развития, трудностями с концентрацией и переключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памятью.

Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова констатируют, что ребенок – жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он может воспроизводить уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в т.ч. и в общении со своими детьми.

Рассмотрим характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию предлагаемые Ю. П. Платоновым и Н. М. Платоновой, описанные в таблице.

Таблица 1.3 «Характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию»

Дети до шести месяцев

Дети от полугода до полутора лет

Дошкольники (от трех до шести лет)

не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.

боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.

проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях со взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.

Основными последствиями физического насилия для детей, по мнению Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой, являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникает острое состояние страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.

Особенностью психического развития детей, перенесших сексуальное насилие, являются эмоциональные расстройства или дистресс. Как пишут Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов, они включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы; сильные эмоциональные потрясения; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появление депрессии; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.

Страницы: 1 2 3 4


Автоматизация методик
Постановка задачи В данное время основные методики диагностики свойств личности, склонностей и способностей людей уже автоматизированы. Используемые в нашем исследовании методики: ДДО, ОПП, Голланд, Анкета интересов большинство из них находятся в компьютерном варианте. Мотивацией автоматизации методик: «Сложные аналогии», тест «Мейли», ...

Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Цель, задачи, организация исследования
Целью эксперимента является изучение особенности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи: - отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ...

Введение.
Социальная реадаптация освобожденных из мест заключения - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих ...