Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму

Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Страница 1

Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи.

Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку. Обозначим эти особенности: утомленный, сонный (часто опухший) вид; склонность к кражам вследствие постоянного голода; задержка роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии; привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в т.ч. в неуемной потребностью в ласке и внимании; проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием; трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости; пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленное низкой самооценкой; делинквентность и мастурбации и т.д.

Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова также включают в характерные особенности поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения стереотипные движения (как это бывает при синдроме психического госпитализма); замкнутость, отсутствие желания общаться, стремление к одиночеству; желание идти вместе с чужим человеком;

Диагностика особенностей поведения детей, живущих в ситуации психологического насилия, позволила Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонову выявить следующие характерологические особенности психического состояния ребенка: длительно сохраняющееся подавленное состояние; чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумение общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т.д.

Они считают, что отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей. Это приводит к различным нарушениям в аффективной, когнитивной и познавательной сферах, во взаимоотношениях со сверстниками. В аффективной сфере нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке. В когнитивной сфере нарушения связаны с задержкой интеллектуального развития, трудностями с концентрацией и переключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памятью.

Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова констатируют, что ребенок – жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он может воспроизводить уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в т.ч. и в общении со своими детьми.

Рассмотрим характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию предлагаемые Ю. П. Платоновым и Н. М. Платоновой, описанные в таблице.

Таблица 1.3 «Характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию»

Дети до шести месяцев

Дети от полугода до полутора лет

Дошкольники (от трех до шести лет)

не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.

боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.

проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях со взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.

Основными последствиями физического насилия для детей, по мнению Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой, являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникает острое состояние страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.

Особенностью психического развития детей, перенесших сексуальное насилие, являются эмоциональные расстройства или дистресс. Как пишут Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов, они включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы; сильные эмоциональные потрясения; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появление депрессии; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.

Страницы: 1 2 3 4


Методика креативного поля
Методика креативного поля была разработана Д.Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы: Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов. Отсутствие потолка (Это понятие в чем-то сходно с понятием "открыт ...

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
Что касается процедуры исследования, то здесь при установлении контакта с ребенком очень важно учитывать особенности подросткового возраста - тенденцию к самостоятельности, чувство "Я", "независимости" от взрослых. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально разви ...

Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии
Функции социальной психологии в обществе. Практическая ориентация социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Социальная психология в промышленном производстве. Исследования психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Проблемы формирования промышле ...