Материалы » Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму » Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму

Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Страница 2

Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой разделили особенности психического развития детей, перенесших сексуальное насилие на несколько типов.

Таблица 1.4 «Особенности психического развития детей, перенесших сексуальное насилие»

Изменение в выражении сексуальности ребенка

Изменение в эмоциональном состоянии и общении ребенка

Изменение личности и мотивации ребенка, социальные признаки

Изменение самосознания ребенка

Появление невротических и психосоматических симптомов

Чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания; поразительные для этого возраста знания сексуальной жизни; соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым; необычайная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, мастурбация (начиная с дошкольного возраста).

Замкнутость, изоляция, уход в себя. Депрессивность, грустное настроение; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности. Частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста). Истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестер. Жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей).

Неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформировонности социальных ролей и своей роли в ней.

Падение самооценки, мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье - трусики во время медосмотра); головная боль, боли в области желудка и сердца.

По характеру ответных реакций Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделяют следующие психологические последствия сексуального насилия: посттравматические стрессовые расстройства, проблемы поведения, расстройства когнитивной сферы и личностные расстройства.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) – это продолжительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а также, если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избеганию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания.

Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на 3 категории.

Таблица 1.5 «Проявление симптомов ПТСР у детей»

Первая категория

Вторая категория

Третья категория

Это повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бессодержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы, напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события.

Проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни ребёнка. Ребёнок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.

Это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях, чувствах.

Рассмотрим особенности эмоционального состояния детей после террористического акта; детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами; детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание; детей, которые являлись свидетелями причинения вреда родственнику или близкому человеку.

Страницы: 1 2 3 4


Результаты исследования, их количественный и качественный анализ
Результаты тестирования приведены в таблицах. Результаты теста на самоотношения ( для испытуемой группы ) № Шк 1 Шк 2 Шк 3 Шк 4 Шк 5 Шк 6 Шк 7 Шк 8 Шк 9 Н.ф. Ι Н.ф. ΙΙ Н.ф. ΙΙΙ 1 3 2 4 3 7 3 2 7 9 12 12 16 2 3 ...

Стихийные группы и массовые движения
Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.). Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном ...

Типология стадий мотивирования властью
Мак-Клелланд рассматривая тему действия, побуждаемого мотивацией власти этот вопрос в более широком, чем это обычно делается, контексте, критически отнесся к господствующему в современном обществе и культуре одностороннему пониманию побуждаемого мотивом власти поведения, как оказания влияния и агрессивного настаивания на своем. Проанали ...