Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Страница 1

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. [5]

Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. А главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе, т.е. управление процессом социализации ребенка. Контроль выступает как целенаправленное руководство родителем жизнью ребенка. Следует различать два основных подхода, определяющих положения родителя и ребенка в этом процессе. Первый, традиционный, в котором ребёнок предстает как объект воспитания, находящийся в подчинении у воспитателя, занимающего руководящую позицию, и определяющего все цели и ценности воспитания. Второй подход, в котором ребенок является активным субъектом воспитательного процесса. В этом случае детско-родительское взаимодействие приобретает личностно-ориентированный, субъектный, диалогический характер. (Карабанова О.А.) Исходя из этого, можно сказать, что родители, воспитывая ребенка, придерживаются определенных принципов и стереотипов, которые складываются в определенный стиль семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка (Сермяжко Е.И.); совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности (Шнейдер Л.Б.); типичную стратегию поведения родителей с детьми (Целуйко В.М.); наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. (Минияров В.М.) Стиль семейного воспитания определяется родительскими ценностными ориентациями, установками, характеристиками социальной среды, в которой живет семья, эмоциональным отношением к ребенку, особенностями восприятия ребенка родителями и способами поведения с ним. Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия (контроль, наказания и т. д.), характера обращения с ребенком. Это один из важнейших факторов формирования личности ребенка. В основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.

Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков. (Варга А.Я. и Столин В.В.)

Понятие родительское отношение указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка, включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности.

Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того, какое место в ней занимает воспитательный процесс. Под родительскими установками же понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.[18]

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально-ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. (Овчарова Р.В.) По утверждению Варга А.Я. тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Личность и социализация
В настоящий момент понятие «социализация» - одно из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии. Первоначально социализация определялась узко – как усвоение социального опыта (Смелзер). Затем были вычленены две функции – усвоение и воспроизводство социального опыта (Г. М. Андреева). Трет ...

Операционный аспект мышления
Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Анализ - это операция мышления, которая заключается в выделении составляющих, признаков и свойств объекта познания. Анализ тесно связан ...

Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Виды психологических травм детей, их причины
Как указывалось выше, в современном мире ребенок может быть психологически травмированным. Изучением проблемы психологических травм детей занимались такие ученые, как Н. В. Тарабрина, Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова, Н. М. Платонова, Ю.П. Платонов, Н. Ю. Синягина и др. Прежде всего определим, что такое психологическая травма. Психолог ...