Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Страница 2

Таким образом, воспитание как сложный процесс формирования личности ребенка влияет на все сферы ее психического развития. Следовательно, родительский контроль, являясь наиболее важной составляющей воспитания, оказывает особое влияние на детское развитие. Рассмотрим более подробно понятие родительского контроля.

Понятие «родительский контроль» имеет отношение к выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающиеся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей; это попытка влиять на деятельность ребенка. (Андреева Т.В.); чем выше этот показатель, тем больше ребенка ограничивают в праве следования собственным побуждениям, активно добиваются от него подчинения правилам и следят за тем, чтобы дети полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, в семьях, с низкой степенью выраженности родительского контроля, к детям предъявляют меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций. (Кузьмишина Т.Л.)

Маккоби Е.Е. включила в родительский контроль следущие компоненты [1]:

1. ограничительность – установление границ детской агрессии;

2. требовательность – ожидание высокого уровня ответственности у детей;

3. строгость – принуждение детей к чему-либо;

4. навязчивость – влияние на планы и отношения детей;

5. произвольное проявление власти.

Контроль является важнейшим компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает (Карабанова О.А.):

ü систему требований и запретов;

ü способ контроля исполнения требований и запретов;

ü систему санкций (наказания и поощрения);

ü родительский мониторинг.

Система требований и запретов, как составляющая родительского контроля, конкретизируют социальные ожидания в отношении уровня достижений ребенка, его поведения и деятельности, преломленные через систему ценностей и целей воспитания его родителей, и являются важным и совершенно необходимым компонентом воспитания, выполняющим ряд следующих важных функций:

1) объективируют реальные цели воспитания ребенка;

2) представляет собой образцы и правила социально желательного поведения и деятельности ребенка;

3) создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами;

4) обеспечивают развитие саморегуляции и самодисциплины;

5) позволяют структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогнозируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, пространство жизнидеятельности.

Требования конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ребенку, т.е. описание того поведения и тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют негативные ожидания, т.е. нежелательное для родителей поведение ребенка. Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотивации избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений. (Карабанова О.А.)

Родительские требования могут быть разделены на: требования-обязанности, т.е. то, что ребенок должен делать самостоятельно (самообслуживание), и требования-запреты – т.е. то, что ему делать нельзя.

Э.Г,Эйдемиллер и В.Юстицкис описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей. [30]

Чрезмерность требований-обязанностей - требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка.

Недостаточность требованиий-обязанностей – ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Выделяют аналогичные две формы: чрезмерность и недостаточность. Чрезмерность проявляется в том, что ребенку «ничего нельзя». Недостаточность заключается в том, что ребенку «все можно», а если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает.

Основным принципом введения ограничений для родителей должно стать стремление сократить их до минимума. Однако существуют запреты, избежать которых невозможно. Помимо внешнего ограничения их содержание включает и сущностную сторону – социально одобряемую и поощряемую ценность, определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания
Одна из форм фармакологических или химических зависимостей, в основе ее лежит употребление спиртосодержащих напитков. Алкоголь является пищевым продуктом или входит в них, не являясь запрещенным как, например, наркотики. Алкоголь не изменяет, а кристаллизует текущее состояние, если вам грустно, то употребление алкоголя не поднимет ваше ...

Техника "Три рода имен обращений".
Для каждого человека, особенно в начале процесса общения, есть три возможных обращения: n - имена, принадлежащие человеку; n -обращения, которые нравятся человеку; n -обращения, признаваемые им, но вызывающие у него отрицательную реакцию. Нейтральным является Ф.И.О. Если Вам известны обращения, на которые партнер претендует, то их ...

Психические расстройства органического генеза
При заболеваниях головного мозга разного генеза отмечаются признаки повышенной истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования органических заболеваний (болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга ...