Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Страница 5

Ласка представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем в вербальной и невербальной (перцептивной, тактильной) форме. Ребенок понимает, что родитель доволен его поведением. Это повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение.

Совместная деятельность включает в себя такие способы поощрения, как совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения. Практика совместной деятельности должна стать непременным компонентом повседневной жизни ребенка.

Материальное поощрение (подарки, награды). Такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований взрослых, иначе это может привести к формированию прагматического отношения ребенка к выполнению требований и запретов взрослых. Подарки должны выступать как подтверждение его значимости и выражение любви и принятия его родителем.

Разрешение активности с расширением прав ребенка. Такое поощрение не должно быть следствием произвола и решение взрослого, облегченного родительской властью, но признанием высокого уровня компетентности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.

Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Они должны быть адекватно психологически встроены в воспитательную схему родителей: с одной стороны, поощрение должно быть связано с поступком ребенка, а с другой – нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепления. Поощрения должны создавать особую атмосферу стимулирования ребенка к самостоятельности и творчеству, принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности. (Карабанова О.А.)

Эффективный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.[26;27] Родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия – контроль. Любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей.

А.И.Захаров [10] выделяет три вида родительского контроля: разрешающий, умеренный и чрезмерный.

При разрешающем контроле наблюдается отсутствие запретов и предписаний, начиная от малой степени попустительства вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители потакают капризам детей.

Отсутствие контроля имеет две формы: гипопротекция и потворствующая гиперпротекция. [30] Гипопротекция – форма отсутствия контроля, при котором наблюдается недостаток опеки и контроля, приводящий, иногда, к полной безнадзорности; часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения. Форма, при которой наблюдается недостаток контроля и требований,- это потворствующая гиперпротекция, или воспитание ребенка по типу «кумир семьи», что выражается в потакании всем желаниям ребенка, чрезмерном покровительстве и обожании.[30] При этом у ребенка формируется следующая внутренняя позиция: «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». В результате чего у ребенка непомерно высокий уровень притязаний и в то же время недостаточно эффективная волевая регуляция собственного поведения.

Умеренный тип контроля сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей. [10]

Чрезмерный контроль проявляется в стремлении родителей следить за каждым шагом ребенка. Он распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, на непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и «свободное» времяпрепровождение, которое в данном случае значительно сокращается.[10] Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда запрещается без разрешения делать что-либо или даже выражать свои желания. Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции, при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов. [30]

Чрезмерный контроль часто приобретает форму авторитарного, который может быть обозначен следующими фразами: «Делай так, потому что я сказал», «Не делай этого» и т.п. По мнению А.И.Захарова, доминантность в отношении с детьми приводит к безоговорочному признанию взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричности суждений, приказному, повелевающему тону, навязыванию мнений и готовых решений, стремлению к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использованию принуждения, физического наказания. Кредо таких родителей - «Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, чего хочу». [10] Строгие родители предписывают детям множество требований и запретов, часто противоречащих друг другу, держат их под пристальным надзором, устанавливают нормы поведения, которым дети обязаны следовать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Спорт рождает характер. Цель
Цель – это то, к чему стремятся для удовлетворения своих потребностей. Быть оторванным от реальной жизни при осознании цели – значит, не видеть цели и своей перспективы. Начинающий спортсмен или физкультурник обязан глубоко вникнуть в суть основных целей и задач советской системы физического воспитания. Юноша или девушка, пришедшие в сп ...

Гендерные различия в подростковом возрасте. Индивидуальные различия подростков: рост и вес
В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тел ...

Влияние стресса на вегетативную нервную систему. Влияние стресса на деятельность внутренних органов
Первыми исследованиями влияния изменения эмоционального состояния на деятельность внутренних органов были эксперименты Брунсвика. Во время исследования испытуемым в желудок и двенадцатиперстную кишку вводились резиновые баллончики, при помощи которых регистрировалась активность пищеварительной системы. Далее испытуемый подвергался разли ...