Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Страница 4

Ограничение активности ребенка предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставит в «угол», запереть в комнате, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Ограничение активности ребенка вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности, либо негативизма и протестных реакций.

Лишение благ и привилегий. Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок (лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач, отказ в покупке игрушек и т.п.) Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага и той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Отрицательные стороны такого вида обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

Инициирование чувства вины – представляет собой внушение ребенку представления, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Инициирование чувства вины может быть оправдано, когда система моральных норм и правил ребенком еще не присвоена. Но и здесь важно не допустить чрезмерного переживания вины, чтобы не привести к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Если система нравственных норм и требований присвоена ребенком, а чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте, данный вид наказания может быть вреден и опасен.

Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляют ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. В этом случае для личностного развития ребенка возможны два негативных следствия – формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. Также это отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.

Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка. В случае причинения какого-либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разбил – убрал, получил двойку – исправил и т.п.) Этот вид наказания представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Наказание естественными последствиями «дозируется» в зависимости от возраста ребенка и его компетентности.

Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакции взрослого. Это может быть полезно, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.

Блокирование нежелательного действия необходимо в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных и духовных ценностей. Важно немедленно прервать действие ребенка. Если ситуация высокоаффективно заряжена, нужно подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента аффективной «разрядки».

Логическое объяснение и обоснование. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей и направлен на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих. Такой вид воспитательной работы благоприятствует моральному развитию ребенка.

Для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций: а) соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка; б) наказание не должно быть отложенным, т.к. отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию; в) нельзя наказывать будучи в состоянии аффекта; г) родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка; д) не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми.

Среди поощрений авторы выделяют следующие виды: похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка. (Карабанова О.А.)

Похвала – самый популярный метод поощрения. В похвале следует различать два аспекта: то, что родители говорят ребенку, и те выводы, которые делает из похвалы он сам. Необходимо стремиться к тому, чтобы похвала содержала максимально развернутое и обоснованное описание поступка ребенка, в котором надо выделить и вынести на передний план позитивные моменты. Если ребенка слишком много хвалят, он может стать крайне зависимым от похвалы – нет своего мнения, постоянная опора на взрослых. Сравнительная похвала ставит на ступеньку ниже лица, с которым его сравнивают, что порождает конкуренцию, зависть, ревность в отношениях со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


История изучения памяти как психологического феномена
Проблема памяти интересовала психологов с ранних этапов развития науки, и длительное время оставалась предметом дискуссий в русле различных теоретических концепций и экспериментальных разработок. Одними из первых изучать память стали представители школы ассоцианизма. Ассоцианистическая теория трактовала память как цепь ассоциаций – копи ...

Вопросная суггестия.
Она основана на том, что каждый ответ человека на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает объекту вопросы и, получая ответы на них, подводит дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием суггестии, т.е. суггестор вопросами “подбрасывает и ...

Цели психологического консультирования
Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, основными , как правило являются: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбеж ...