Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Страница 4

Ограничение активности ребенка предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставит в «угол», запереть в комнате, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Ограничение активности ребенка вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности, либо негативизма и протестных реакций.

Лишение благ и привилегий. Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок (лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач, отказ в покупке игрушек и т.п.) Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага и той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Отрицательные стороны такого вида обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

Инициирование чувства вины – представляет собой внушение ребенку представления, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Инициирование чувства вины может быть оправдано, когда система моральных норм и правил ребенком еще не присвоена. Но и здесь важно не допустить чрезмерного переживания вины, чтобы не привести к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Если система нравственных норм и требований присвоена ребенком, а чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте, данный вид наказания может быть вреден и опасен.

Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляют ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. В этом случае для личностного развития ребенка возможны два негативных следствия – формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. Также это отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.

Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка. В случае причинения какого-либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разбил – убрал, получил двойку – исправил и т.п.) Этот вид наказания представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Наказание естественными последствиями «дозируется» в зависимости от возраста ребенка и его компетентности.

Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакции взрослого. Это может быть полезно, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.

Блокирование нежелательного действия необходимо в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных и духовных ценностей. Важно немедленно прервать действие ребенка. Если ситуация высокоаффективно заряжена, нужно подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента аффективной «разрядки».

Логическое объяснение и обоснование. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей и направлен на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих. Такой вид воспитательной работы благоприятствует моральному развитию ребенка.

Для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций: а) соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка; б) наказание не должно быть отложенным, т.к. отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию; в) нельзя наказывать будучи в состоянии аффекта; г) родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка; д) не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми.

Среди поощрений авторы выделяют следующие виды: похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка. (Карабанова О.А.)

Похвала – самый популярный метод поощрения. В похвале следует различать два аспекта: то, что родители говорят ребенку, и те выводы, которые делает из похвалы он сам. Необходимо стремиться к тому, чтобы похвала содержала максимально развернутое и обоснованное описание поступка ребенка, в котором надо выделить и вынести на передний план позитивные моменты. Если ребенка слишком много хвалят, он может стать крайне зависимым от похвалы – нет своего мнения, постоянная опора на взрослых. Сравнительная похвала ставит на ступеньку ниже лица, с которым его сравнивают, что порождает конкуренцию, зависть, ревность в отношениях со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Упражнение «Мой день Рождения»
Время проведения: 10 мин Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания. Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рожден ...

Понятие о задатках
Советские психологи считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимавшийся систематически определенной деятельностью. Иными словами под за ...

Выводы
1. Уровень родительского контроля оказывает влияние на развитие когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, но на развитие поведенческого компонента уровень родительского контроля не влияет. Детям свойственен более высокий уровень развития когнитивного компонента, воспитывающимся ...