Материалы » Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста » Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников

Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Страница 4

Из всех детей только 25% первой нарисовали фигуру своего пола, что говорит о незрелости представлений о половых ролях и о затруднениях в протекании идентификации у остальных испытуемых. Один из респондентов (мальчик) отказался рисовать фигуру своего пола, что указывает на конфликт с родителем-отцом. По 25% детей нарисовали фигуру матери маленького и большого размеров, 50% - среднего; по 25% фигуру отца – среднего и большого размеров, 38% - маленького, один ребенок не нарисовал отца. Такое соотношение вполне объяснимо: в данном возрасте (4-7 лет) мать занимает в сознании ребенка лидирующую позицию по сравнению с отцом, однако либидозная энергия постепенно перестает концентрироваться на матери. Расположение рисунков в центре листа (75% фигур матери и 50% фигур отца, остальные смещены вправо) говорит о доминировании эгоцентризма и адаптивности детей. Рот есть у 100% фигур, за исключением фигуры отца одного ребенка, что указывает на отсутствие проблем в общении со сверстниками на данном этапе развития. По 38% фигур матерей имеет губы в виде линии и полумесяца, 25% - в виде бантика; 75% отцов имеют губы в форме полумесяца, 13% - в виде линии, один ребенок отца не нарисовал. Это объясняется тем, что матери в семьях часто играют главенствующую роль в воспитании, одним из аспектов которого является наказание, в том числе вербальное. Отцы воспринимаются детьми дружелюбными субъектами, поэтому они изображаются с губами в форме полумесяца – улыбки. Подбородок у большинства фигур слабый (по 75% у матерей и отцов); это говорит о том, что дети еще не интериоризировали социальный стереотип силы и главенства. По 25% детей нарисовали большие глаза у обеих фигур, 38% нарисовали зрачки у матери, 25% - у отца, 50% детей нарисовали ресницы у матери, 0% - ресницы у отца. Это говорит о том, что дети подчеркивают феминность матери, одновременно опровергая ее у отца. Уши у матери нарисовали 63% детей, у отца – 25%, что говорит о болезненной реакции на критику со стороны скорее матери, чем на критику со стороны отца. Носы нарисованы у 88% матерей и отцов, что указывает на стремление к маскулинности большинства детей. Волосы нарисованы у 88% матерей и 63% отцов. Возможно, это связано с доминирующей позицией матерей в семьях, поэтому дети рисуют матерей с более выраженными чертами маскулинности, чем у отцов. Штрихи на фигурах матерей у 75% детей – вертикальные, у 63% - неопределенные, на фигурах отцов у 25% детей вертикальные, у 75% - неопределенные. Это опять же указывает на стремление большинства детей к маскулинности. Так как нажим обычно связывают с уровнем энергии, то средний нажим у 100% фигур матерей и отцов говорит о достаточно ярко выраженной активности у всех испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 


Описание техники.
После того как психотерапевт познакомится с семьей, используя привычные для себя способы (на этом этапе родители, как правило, излагают ему свое видение проблем ребенка), он предлагает ее членам воспользоваться техникой игры с марионетками. Психотерапевт продолжает беседу, говоря о том, что ребенку младшего возраста особенно сложно объ ...

Определение и область применения немедицинской психотерапии
Согласно «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского психотерапия «в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов .». Психотерапия в общих чертах представляет собой «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная п ...

Деятельность и психические процессы.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности ...