Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое
заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольниковСтраница 3
6. Целищев Р., мужской пол, 6 лет.
Первой нарисовал фигуру противоположного пола, она больше, чем фигура мужского пола (обозначенная как отец), но ребенок главным в семье считает отца (по данным анкетирования). Рисунок матери смещен вправо, что говорит о склонности к негативизму и сопротивлению. Лица прорисованы тщательно, присутствуют все черты, что указывает на готовность индивида к социальным контактам. Волосы на фигурах показаны резкими вертикальными штрихами, носы акцентированы – ребенок стремится к маскулинности. Уши видны из-за короткой прически только у матери. Рот четко прорисован – индивид зависим. Подбородок у обеих фигур слабый – в семье нет доминирующего родителя. Глаза матери – с ресницами, что говорит о женоподобности индивида.
ВЫВОД. У ребенка проявляется сильная привязанность к отцу (в игре «Семья» он хочет быть матерью, боится наказания матери). Ребенок одновременно зависим, женоподобен, и стремится к маскулинности. Наблюдается смешение идентичности. Необходима коррекционная работа с психологом и адекватное воспитание.
7. Тухонова Л., женский пол, 5 лет.
Первой нарисовала фигуру женского пола («мать»), она больше, чем мужская фигура, но главным в семье девочка считает отца (по данным анкетирования). Расположение рисунков в центре указывает на эгоцентричность и адаптивность ребенка. На лицах обеих фигур присутствуют основные черты – индивид готов к социальным контактам. Волосы как символ маскулинности изображены только у мужской фигуры. Подбородок слабый у обеих фигур, ушей нет. Рот матери изображен линией, возможна вербальная агрессия. Глаза с ресницами указывают на усвоение вторичных половых признаков ребенком, однако носы – «пуговицы» говорят о незрелости общих представлений о половых ролях.
ВЫВОД. У ребенка еще только началась половая идентификация и, насколько позволяет судить рисунок, идет в направлении обретения адекватной половой идентичности.
8. Григорьева С., женский пол, 4 года.
Первой нарисовала фигуру противоположного пола («отец»). Размеры фигур приблизительно одинаковы (девочка считает, что в семье нет главного). Расположение рисунков в правой части листа говорит о склонности к негативизму и строптивости. Лица прорисованы достаточно четко, присутствуют все черты, что свидетельствует о готовности индивида к социальным контактам. На рисунке матери волосы изображены резкими вертикальными штрихами и более ярко, чем на рисунке отца, что говорит о чрезмерном стремлении к маскулинности. Рот обеих фигур нарисован тонкой линией – девочка вербально агрессивна. Подбородок слабый у обеих фигур (в семье нет главного), уши – только у отца (девочка болезненно реагирует на критику со стороны отца). Глаза со зрачками – у обеих фигур. Носы фигур маленькие, неакцентированные, что указывает на незрелость представлений о половых ролях.
ВЫВОД. Идентификация еще только началась, но уже не совсем адекватно (в игре «Семья» девочка хочет стать папой). Это сопровождается привязанностью к отцу и доверительными эмоциональными отношениями с обоими родителями. В то же время у девочки уже появилось самосознание (на вопрос «Кто у тебя есть дома?» она ответила «Мама, папа, сестра и я
»). При адекватном воспитании и работе с психологом возможно восстановление истинной половой идентичности.
Эйфория и депрессия
Поскольку депрессивная реакция — это основная причина, которая приводит человека к терапевту и которая является его основной жалобой, мы упускаем из виду тот факт, что сама депрессивная реакция является частью цикла, чья кривая может идти либо вверх, либо вниз. В большинстве случаев депрессивной реакции предшествует период эйфории, круш ...
Основные периоды и этапы в развитии конфликта.
Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуется три совпадающих условия: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; 2)второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого уча ...
Концепция «творческого Я» А. Адлера
Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детер ...

