Рабочая программа. Пояснительная записка
Курс «Социальная психология» является одним из базовых курсов психологического направления, на основе которого выстраиваются такие важнейшие дисциплины для профессионального образования психолога в сфере управления как «Психология лидерства», «Психология маркетинга», «Психология влияния», «Политическая психология» и др.
Программа данного курса опирается на активное включение студента в самостоятельную работу, чему способствует выполнение курсовой работы по социальной психологии и анализ классических текстов известных ученых (психологов и социологов), а также предполагает знакомство с социально-психологическим инструментарием.
Цель курса – способствовать конструированию субъектом обучения научной картины социальной мира, развивать активную позицию практика и аналитика в области социальных отношений.
Задачи:
· представить основные подходы и концепции, используемые для осознания и изучения социальных отношений;
· познакомить с основным психодиагностическим инструментарием, используемым в социальной психологии;
· развивать инициативность и самостоятельность студентов в области анализа социального знания.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения курса студенты должны:
- знать основные теории, концепции и направления современной – отечественной и зарубежной социальной психологии и уметь их использовать при анализе социальной реальности;
- уметь использовать основные методы социально-психологического исследования;
- иметь представление о новых направлениях исследований, наиболее динамично развивающихся отраслях в русле социальной психологии.
Виды занятий
Лекции по указанной дисциплине организуются по потокам. В качестве технических средств обучения на лекциях используется мультимедийное обеспечение.
Практические занятия проводятся по группам.
Формы организации практических занятий включают в себя:
· групповые дискуссии (на основе анализа материалов современных исследований);
· практикумы для обучения методам психологической диагностики в социальной психологии.
Внеаудиторные занятия предполагают:
· самостоятельное освоение студентом содержания курса с опорой на изучение основной и дополнительной литературы;
· анализ современных исследований, рекомендованных преподавателем в качестве материалов для групповых дискуссий на практических занятиях;
· выполнение заданий по итогам курса;
· самоконтроль на основе контрольных вопросов по разделам данной дисциплины.
Формы контроля
Промежуточный контроль предполагает проведение коллоквиумов по каждому разделу курса на основе контрольных вопросов по курсу и тестов промежуточного контроля.
В качестве итогового контроля выступает экзамен по курсу.
Исследование самооценки больных алкоголизмом
Для наглядности приведем варианты некоторых комплексных видов формирования антиалкогольных установок (кодирования).
Парнокомплексное кодирование.
Михаилу Н. (43г.) гипнотическим методом проведено внушение отвращения, (кодирование) на слово "водка" (или на запах водки), причем так, что он, услышав его, чувствует тошноту. В до ...
Психологические особенности личностной агрессивности и конфликтности у
мальчиков и девочек подросткового возраста
Для определения проявления внешнего конфликта, а именно личностной агрессивности и конфликтности была использована методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильин.
Ниже представлен график полученных результатов:
Рис. 3 Склонность к конфликтности и агрессивности
Проанализировав результаты, обнаружена тенденция – по вс ...
Анализ результатов исследования
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр–показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т–критерию Стьюдента.
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место ...