Результаты экспериментального изучения особенностей наглядно-образного
мышления детей с общим недоразвитием речиСтраница 3
Результаты изучения уровня понятийного вербального мышления представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты изучения уровня понятийного вербального мышления, уровня логических абстракций
Уровень |
Количество детей | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Низкий |
2 |
- |
Средний |
2 |
1 |
Высокий |
1 |
4 |
Из результатов данной таблицы мы видим, что дети экспериментальной группы с заданием справились гораздо хуже, чем их сверстники из контрольной группы (4 ребенка имеют высокий уровень). Почти все дети (2 и 2 реб.) экспериментальной группы имеют низкий и средний уровень понятийного мышления. Дети испытывали затруднения в заданиях группы б. Они вписывали в графу слова, первые пришедшие им в голову, не старались логически объяснить свой выбор. Это свидетельствует о низком уровне логических операций, заторможенности мыслительных операций. Дети контрольной группы испытали некоторую сложность только в последнем задании, где нужно было назвать полное имя. В остальном никаких трудностей с выполнением задания не было. Почти у всех детей контрольной группы (5 детей) имеют высокий уровень понятийного вербального мышления. Задания, которые мы давали детям в вербальном виде, не были полностью поняты.
Обобщенны результаты исследования представлены в таблице 7.
Таблица 7
Обобщенные результаты исследования
Уровни |
Количество детей | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Низкий |
3 |
2 |
Средний |
2 |
3 |
Высокий |
- |
- |
Обобщенные результаты исследования показали, что в экспериментальной группе большинство детей (3 чел.) имеют низкий уровень наглядно-образного мышления и только у двоих средний уровень. У детей же контрольной группы обобщенные результаты несколько лучше: у трех детей средний уровень наглядно-образного мышления и только у двух – низкий.
По общим результатам можно сделать вывод, что, в целом, уровень логического мышления, способность анализировать у дошкольников с нормальным речевым развитием выше, чем у их сверстников с ОНР. Но эти показатели не намного отличаются, что говорит о хорошо проведенной коррекционной работе с детьми с ОНР. Но ни в одной группе не был выявлен высокий уровень наглядно-образного мышления.
Из результатов протоколов исследования (см. приложение, протокол 1 и 2) мы видим, что наибольшее затруднение у детей обеих групп вызвал субтест №4 на выявление способности к установлению конкретных связей и зависимостей, однако у детей из экспериментальной группы это задание было выполнено несколько лучше, чем у детей контрольной группы (по среднеарифметическому показателю). Лучше всех, у обеих групп было выполнен субтест №6 на изучение уровня понятийного вербального мышления, но лучшие результаты (см. приложение, протокол 1 и 2) показали дети контрольной группы.
Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Консультирование и просвещение школьников. Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. В рамках индивидуальной работы в области консультирования решаются следующие задачи: ...
Трудность тестовых заданий
Теоретическая справка
Определение степени трудности тестовых заданий является обязательной процедурой, с которой начинается анализ качества разрабатываемого теста. Основная цель анализа трудности заданий сводится к выбору оптимальных по сложности заданий, которые затем можно было бы упорядочить по нарастанию сложности. Тест не должен в ...
Самосознание и Я-концепция. Самосознание и его место в
психической организации жизни человека
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован воп ...