Результаты экспериментального изучения особенностей наглядно-образного
мышления детей с общим недоразвитием речиСтраница 2
По результатам данного субтеста мы видим, что дети из экспериментальной группы выполнили задание гораздо лучше, чем их сверстники из контрольной группы (у 6 детей низкий уровень). Но, в общем, все дети испытывали трудности при выполнении задания: рисовали те фигуры, которые нужно им хотелось нарисовать, слишком долго «застревали» на одном квадратике, не укладывались в отведенное время. Дети с ОНР пытались прорисовать каждую деталь в фигурке, но при этом они затратили меньше времени на выполнение и показали лучше результат, чем дети с нормальным речевым развитием. Это говорит о низком уровне произвольности.
Результаты изучения способности к установлению конкретных связей представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты изучения способности к установлению конкретных связей
Уровень |
Количество детей | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Низкий |
- |
2 |
Средний |
3 |
1 |
Высокий |
2 |
2 |
По результатам данного субтеста мы можем судить о том, что дети из экспериментальной группы лучше справились с заданием, чем дети контрольной группы (2 ребенка из контрольной группы имеют низкий уровень). Несмотря на то, что детям экспериментальной группы потребовалось больше времени для выполнения задания, они качественнее его выполнили. Так же они все инструкции понимали буквально: экспериментатор просил обвести лишний предмет, но дети обводили предмет по контуру. При выполнении задания дети контрольной группы не могли объединить предметы общему по свойству, не смогли установить зависимость, однако намного быстрее выполнили задание. Все это свидетельствует о слабой способности к обобщению, невозможности установить конкретную связь между предметами.
Результаты изучения уровня гибкости мышления представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты изучения уровня гибкости мышления
Уровень |
Количество детей | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Низкий |
4 |
3 |
Средний |
1 |
2 |
Высокий |
- |
- |
Из данной таблицы мы видим, что дети экспериментальной группы показали хуже результат (4 ребенка имеют низкий уровень), чем дети контрольной группы. Но и у тех и у других при выполнении задания возникли трудности: дети не успевали дорисовать каждый треугольник и кружок, смотрели к соседу. Их рисунки повторяющиеся, однотипные, шаблонные. Особенно это просматривается в работах детей экспериментальной группы. В отведенное для задания время дети успели выполнить только половину. Это свидетельствует о низкой продуктивности мышления, неспособности абстрактно мыслить, замедленном темпе мышления.
Феномены сохранения и забывания
К числу феноменов забывания и сохранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, который преподносится для запоминания вскоре после него. Так, иногда после урока математики по расписанию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тор ...
Процедура эксперимента
Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Длительность процедуры по каждой серии составляла 7-15 минут. За каждую встречу проводилась одна серия, встречи осуществлялись с перерывом минимум в один день.
Эксперимент включал фазу знакомства с испытуемым и установления контакта с ним, запись данных об испытуемом. В начале в ...
Психолого–педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...